Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

 

Против бюрократизма

Наша Революция явилась, по сущности, результатом партизанского движения, которое положило начало вооружённой борьбе против тирании и превратило её во взятие власти. Как первые шаги Революционного государства, так и весь первоначальный период нашей деятельности как правительства были сильнейшим образом окрашены в цвета основных элементов партизанской тактики. «Партизанщина» повторяла опыт вооружённой борьбы в горах и на полях Кубы в различных административных и массовых организациях, и выражалось это в том, что органы администрации и общества в целом следовали лишь основным революционным лозунгам (которые часто трактовались на самые различные лады). Формы же решения конкретных вопросов зависели от свободной воли каждого руководителя.

Охватывая все функции управления обществом, сферы деятельности «административной герильи» сталкивались между собой, между ними происходили постоянные трения, приказы сменялись контрприказами, различные трактовки законов приводили в отдельных случаях к их критике со стороны тех органов, которые издавали свои собственные постановления в форме декретов, не считаясь с центральным аппаратом управления. После года болезненного опыта мы пришли к выводу, что совершенно необходимо полностью изменить наш стиль работы и вернуться к рациональной организации государственного аппарата, используя методы планирования, применяемые в братских социалистических странах.

Именно так, в качестве контрмеры, началось создание мощных бюрократических аппаратов, которые характерны для первого этапа строительства нашего социалистического государства; но шараханье было слишком большим, ряд органов, среди них Министерство промышленности, начали проводить политику оперативной
централизации, излишне подавляя инициативу администраторов. Подобное понимание централизации объясняется нехваткой кадров среднего звена и предшествующим духом анархизма, что порождало особое рвение в требовании о выполнении директив. Параллельно с этим отсутствие должного аппарата контроля создавало трудности в своевременном обнаружении административных ошибок, что приводило к «говорильне по бумажке». Таким образом, и более сознательные, и более боязливые сдерживали свои порывы, чтоб приспособить их к неспешному движению административной системы сцеплений, в то время как другие, которые пребывали ещё в состоянии излишнего самоуважения, вызванного прежними заслугами, не чувствовали себя обязанными подчиняться какой-либо власти, вынуждая усиливать механизм контроля сверху, что в свою очередь, парализовало и их деятельность.

Так начала страдать наша Революция от зла, именуемого бюрократизмом. Очевидно, что бюрократизм не рождается вместе с социалистическим обществом и не является его обязательным компонентом. Государственная бюрократия существовала в эпоху буржуазных режимов, со своей свитой привилегий, синекур и лакейства: под сенью бюджета росло число ловкачей, которые составляли двор очередного политикана. В капиталистическом обществе, где весь государственный аппарат поставлен на службу буржуазии, его значение как руководящего
органа весьма невелико; главное состоит в том, чтоб сделать его достаточно проницаемым, чтобы открывать путь ловкачу, и достаточно герметичным, чтоб держать в узде народ.

При наличии и весе «первородного греха», гнездящегося в старых административных аппаратах, и ситуаций, возникших после победы Революции, зло бюрократизма начало успешно развиваться.

В настоящее время при поиске основных корней бюрократизма мы бы добавили к традиционным его причинам новые мотивации, обусловленные тремя главными факторами.

Один из них – отсутствие «внутреннего стимула». Имеется в виду отсутствие у человека интереса служить государству и разрешать складывающиеся ситуации. Вызывается это отсутствием революционной сознательности или, во всяком случае, конформизмом в отношении того, что идёт плохо.

Можно установить прямую и очередную связь между отсутствием «внутреннего стимула» и отсутствием интереса к тому, чтобы разрешать проблемы. В этом случае, будь то по причине полного отсутствия убеждений или же под воздействием определённой дозы отчаяния перед постоянно возникающими проблемами, которые не поддаются решению, человек или же группа людей находят убежище в бюрократизме, заполняют бумаги, снимают с себя ответственность и устанавливают бумажную защиту, чтоб продолжать существовать или защититься от безответственности других.

Другой причиной является отсутствие организации. В попытках положить конец «партизанщине», не имея достаточного опыта управления, делаются перемещения, воздвигаются барьеры и создаются узкие места, которые тормозят приток информации снизу и инструкций или приказов, исходящих из центральных аппаратов. Иногда и то, и другое принимается в искажённом виде, причём инструкции превращаются в нелепые и неумные указания, ещё больше способствующие возникновению путаницы и дезорганизации.

Отсутствие организации характеризуется в основном недостаточным умением оценить каждое данное положение. Примером могут служить министерства, когда этими последними делаются попытки разрешить вопросы на любых уровнях, кроме адекватного, тонут в бумажном лабиринте. Бюрократизм – это цепочка служащих,
каждый из которых хочет любым путём решить свои вопросы, наталкиваясь каждый раз на установленный порядок, и не имеет возможности их решить. Мы нередко наблюдаем, как многие служащие видят единственный выход из подобной ситуации в увеличении персонала, в то время как для решения проблем вместо нагромождения
ненужных бумаг требовалось просто немного обычной логики.

При здоровой самокритике мы никогда не должны забывать, что ответственным за большинство бюрократических ошибок является экономическое руководство нашей Революции. Государственные учреждения не развивались по единому плану, предусматривающему хорошо продуманные межведомственные отношения, что дало широкий простор для самых различных толков насчёт административных методов управления. Центральный аппарат экономики – Центральная хунта планирования – не выполнил, да и не мог выполнить свою задачу по руководству, так как не имел достаточно власти над соответствующими органами, был неспособен издавать четкие распоряжения, основанные на единой системе, осуществлять контроль выполнения указаний, ему недоставало необходимого перспективного плана. Чрезмерная централизация без хорошей организации затормозила стихийные действия, не дав взамен правильных и своевременных распоряжений. Нагромождение мелких решений заслонило ясное видение крупных проблем, и их решение безнадёжно застопорилось. Типичным в нашей работе стало принятие решения в последнюю минуту, на ходу и без всякого анализа.

Третьей и очень важной причиной является отсутствие достаточных технических знаний, которые были необходимы для принятия правильных и своевременных решений. В связи с невозможностью делать это приходилось обращаться к опыту многих, не имеющему большой значимости, и пытаться извлечь из него какие-то выводы. Происходили бесконечные споры, причём ни один из спорящих не имел достаточного авторитета для того, чтобы свою точку зрения сделать общей. После одного, двух и более совещаний вопрос продолжал оставаться открытым, пока он не решался сам собой или срочно нужно было какое-нибудь, пусть неудачное, но решение. Почти полное отсутствие знаний заменяется, таким образом, длинной чередой заседаний и порождает такое явление, как «заседательщина», оборачивающееся отсутствием перспективы решения проблем. В таких
случаях бюрократизм, бумажный тормоз и нерешённые вопросы развития общества становятся участью затронутых этой болезнью органов управления.

Эти три основные причины – каждая по отдельности или в различных комбинациях друг с другом – влияет на всю институционную жизнь страны. Уже настало время покончить с этим злокачественным влиянием. Надо принять конкретные меры для того, чтобы придать действенность государственному аппарату так, чтобы можно было установить жёсткий централизованный контроль, который позволит руководству держать основные «нити» развития экономики и максимально высвободить инициативу, развивая на основе здравой логики отношения
между элементами производительных сил страны.

Раз мы знаем причины и результаты бюрократизма, мы можем четко проанализировать возможности исправить зло. Из всех основных причин мы можем выделить плохую организацию нашей работы как центральную проблему и заняться ею со всей необходимой строгостью. Для этого мы должны изменить наш стиль работы; установить иерархию наших проблем, передавая их для разрешения каждому органу управления и каждому из уровней решения в соответствии с выполняемыми функциями; установить четкие конкретные отношения между ними – и между ними и другими организациями, начиная с центра решений в сфере экономики и до последней административной единицы, а также отношения между различными составляющими по горизонтали, чтоб сформировать целостную систему отношений в экономике. Это – наиболее осуществимая для нас задача в настоящее время, и её разрешение в качестве дополнительного выигрыша позволит нам направить в другие сферы большое количество лишних служащих, которые не работают, выполняют незначительные функции или дублируют функции других без какого бы то ни было результата.

Одновременно мы должны настойчиво вести политическую работу, чтобы устранить изъяны внутренней мотивации – иными словами недостаток ясного политического видения, что приводит к недостатку исполнительности. Для этого необходимо: постоянное воспитание посредством конкретного разъяснения задач, посредством пробуждения интереса у административных служащих к своей конкретной работе, посредством примера работы, посредством примера работы передовиков, с одной стороны, а с другой – через принятие решительных мер по устранению паразитизма, идёт ли речь о тех, за чьим поведением скрывается глубокая враждебность к социалистическому обществу, или о тех, кто безнадёжно поссорился с выполняемой им работой.

И, наконец, мы должны исправить ту нашу слабость, которой является отсутствие знаний. Мы приступили к решению гигантской задачи преобразования общества сверху донизу в обстановке империалистической агрессии, блокады, которая с каждым днём становится жестче; в обстановке полной смены нашей технологии,
острой нужде в сырье, и продуктах питания, в ситуации массового бегства из страны тех немногих квалифицированных техников, которых мы имели. В этих условиях мы должны настроиться на серьезную и упорную работу с массами с тем, чтобы заполнить бреши, оставленные предателями, и удовлетворить потребности в квалифицированной рабочей силе, потребности, которые вызываются быстрым темпом, диктуемым нашему развитию. Поэтому повышение квалификации кадров занимает ведущее место во всех планах Революционного правительства.

Подготовка активных трудящихся началась на рабочих местах на уровне начальной школы. Она включает в себя: ликвидацию остатков неграмотности, которые ещё имеют место в наиболее отдалённых местах страны; курсы для начинающих; курсы по повышению рабочей квалификации для окончивших третий класс; курсы
технического минимума для рабочих с более высоким уровнем образования; курсы подготовки квалифицированных рабочих – помощников инженеров; университетские курсы для всех профессий, в том числе администраторов. Революционное правительство намерено превратить нашу страну в большую школу, где
обучение и успехи в учебе являлись бы одним из основных факторов улучшения положения личности – как в экономическом плане, так и с точки зрения её морального самочувствия, её места в обществе в соответствии с её, личности, качествами.

Если мы сумеем высвободить из запутанного бумажного клубка сложные отношения между различными организациями и отделами этих организаций, устранить дублирование в выполнении функций и бесконечные «выбоины», в которые попадают наши учреждения, мы обнажим корни проблемы и выработаем нормы организации, вначале элементарные, а затем и более сложные, дадим открытый бой недовольным, сбитым с толку и бездельникам, перевоспитаем и воспитаем эти элементы, включим их в Революцию, отбросим всё негодное и в то же время, не падая духом, продолжим, каковы бы ни были встречающиеся трудности и неудобства, великое
дело обучения на всех уровнях; если мы сделаем всё это, то будем в состоянии в короткий срок ликвидировать бюрократизм.

Опыт последней мобилизации стал мотивом для обсуждения в Министерстве промышленности интереснейшего феномена: в дни, когда вся страна напрягала свои силы для отпора нападению врага, промышленное производство не снижалось, исчезли прогулы, все проблемы решались неожиданно быстро.

Анализируя это положение, мы пришли к выводу, что имело место совпадение различных факторов, которые устранили основные причины бюрократизма: имел место мощный патриотический и национальный импульс сопротивления империализму, который воздействовал на подавляющее большинство кубинского народа, и каждый трудящийся на своём месте превратился в солдата экономики, готового решить любую проблему.

Таким образом, тот внутренний стимул, идеологический мотор, о котором речь шла выше, был запущен самим воздействием иностранной агрессии. Организационные меры сводились к тому, чтобы точно указать на то, что нельзя было сделать, и обозначить основную проблему, которая должна была решаться; поддерживать
производство, несмотря ни на что; поддерживать с ещё большей настойчивостью определённые отрасли производства и освобождать предприятия, заводы и организации от всех функций, выполняемых время от времени (хотя и необходимых в условиях нормального хода общественного процесса).

Особая ответственность, которая возлагалась на каждого человека, обязывала его быстро принимать решения. Мы находились перед лицом общенациональной чрезвычайной ситуации, и решения должны были приниматься, будь они правильными или ошибочными, но приниматься быстро… Мы ещё не подвели итоги мобилизации, и, очевидно, в финансовом плане, они не могут быть положительными, но в плане идеологической мобилизации они, безусловно, таковыми были, послужив углублению сознательности масс. Каков же её урок? В плоть и кровь наших трудящихся, рабочих и крестьян и служащих должно войти сознание того, что опасность империалистической агрессии грозит нам постоянно, что ситуация прочного мира не существует и что наш долг – продолжать ежедневно и ежечасно укреплять Революцию, так как это, помимо прочего, является самой верной гарантией того, что вторжение не повторится. Чем дороже встанет империалистам овладение этим островом, чем крепче будет его защита и чем выше сознание его сыновей, тем больше задумаются те, кто хочет напасть; но в то же время экономическое развитие страны приближает нас к ситуации меньшего напряжения, к повышению благосостояния. Нашей идеологической задачей является превращение великого мобилизующего примера противостояния империалистической агрессии в постоянный.

Мы должны проанализировать ответственность каждого служащего, определить её как можно как можно точнее в пределах его функций с тем, чтоб он под угрозой самых строгих санкций не выходил за эти пределы, и на этой основе представить ему самые широкие права. В то же время надо изучить, что является основным и что вспомогательным в работе различных подразделений государственных органов, и ограничить всё вспомогательное, побочное с тем, чтобы сделать упор на основном, и тем самым предоставить возможность действовать быстро.

Надо потребовать от наших служащих действий, установить сроки выполнения указаний, исходящих от центральных органов, правильно контролировать и обязать принимать решения в разумные сроки.

Если мы сумеем выполнить всю работу, бюрократизм исчезнет. Фактически это не является задачей какого-то одного органа или даже всех экономических органов страны; это задача всей страны, её руководящих органов, и прежде всего Единой партии Социалистической Революции и всех массовых организаций. Все мы должны работать, чтобы реализовать лозунг настоящего момента. Война бюрократизму. Мобильность государственного аппарата. Производство без пут и ответственность за производство.

Журнал «Cuba socialista», №18, февраль 1963 года.


Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz