Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

 

Выступление на пятой пленарной сессии Межамериканского экономического и социального совета (CIES)

В Пунта-дель-Эсте (Уругвай) 16 августа 1961 г.

Господин председатель:

Куба вынуждена воздержаться от общего голосования по Документу – и постарается объяснить причины принятого решения.

Господин председатель, в своей речи на открытии пленарных заседаний наша делегация предупредила об опасностях, таящихся в программе «Союз ради прогресса», которую она рассматривает как исходный пункт маневра, направленного на изоляцию Кубинской революции.

В то же время делегация Кубы заявила о своей готовности работать сообща, принять участие в обсуждении, попытаться – в соответствии с основополагающими принципами нашей Революции – скоординировать со всеми странами совместные действия с тем, чтобы принятые документы выражали не только существующую реальность, но и общие стремления всех наших народов.

К сожалению, как понимает кубинская делегация, её позиция не могла быть полностью воспринята. Куба, господин Председатель, внесла 29 проектов резолюции, в которых речь шла о многих функциональных проблемах,
отягощающих, по мнению нашей страны, жизнь Америки, уродующих её развитие, и делающих его зависимым от действий иностранных монополий.

Куба указала на противоречие между помпезностью общих деклараций и незначительностью реальных целей, упомянутых в документе. Здесь упоминался «вызов судьбе», говорилось о «союзе, способном обеспечить благосостояние всем жителям Америки», использовались слова в высшей степени высокопарные.

Однако, когда настало время уточнить, что же конкретно принесёт «десятилетие демократического прогресса», выяснилось, что при предполагаемом чистом годовом приросте 2,5% на душу населения мы только через сто лет придём к нынешнему уровню жизни в Соединенных Штатах – уровню, бесспорно высокому, но не столь уж недостижимому, и цели, не столь уж вдохновляющей. И ещё одно (не претендуя при этом на строгую научность расчёта): если сохранятся нынешние пропорции развития различных групп стран, ста слаборазвитым странам потребовалось бы 500 лет, чтобы сравняться в доходах на душу населения со странами развитыми. Мы считаем, что если положение дел в Америке таково, каким оно является – и зачем-то мы ведь собрались на эту экономическую конференцию, мы не можем говорить о таких величественных целях – и ставить перед собой такие незначительные практические задачи.

Цели, поставленные в сферах образования и здравоохранения также оказались весьма скромными, порой – более скромными, чем предложенные несколько лет назад международными организациями, включая ЮНЕСКО. Речь идёт о рубежах, уже достигнутых нашей страной, - или о целях, которые будут в полном объёме реализованы на Кубе менее чем за пять лет.

В плане обеспечения жильём конкретные цели вообще не определены. Также мы не найдём качественной дефиниции того, что понимается под «индустриальным развитием».

Кроме того, нечётко определены цели, связанные с аграрной политикой, на одну доску ставятся проблемы латифундий и минифундий, ни в одном пункте документа не упоминается о роли иностранных латифундий, которые порождают хаос в экономике многих стран Америки.

Куба разъяснила, что если бы многие из целей, о которых идёт речь (и которые в более или менее схожей форме были заявлены во многих первоначальных документах, представленных на наше рассмотрение), были бы сохранены, и если бы вместе с тем была сохранена система прямых иностранных частных инвестиций, было бы невозможно выстроить цельную основу, необходимую для того, чтобы обеспечить народам Америки реальное право на создание здоровой экономики, которая обеспечила бы более высокие темпы роста.

Кроме того, в ходе Конференции делегация Кубы неоднократно задавала вопросы, о том, о том, каким видится механизм распределения ресурсов так называемого «Союза ради прогресса» - и может ли Куба рассчитывать на эти ресурсы. Ни на один из этих вопросов ответ получен не был.

По поводу экономической интеграции в Латинской Америке Куба, отметив, что интеграция не является ни панацеей, ни альтернативой коренным социально-экономическим реформам, поставила вместе с тем вопрос о том, охватывает ли предлагаемая интеграция страны с различными формами экономической и социальной организации. При условии уважения её социально-экономических особенностей Куба выражает готовность присоединиться к экономической интеграции Латинской Америки.

Кроме того, Куба указала, что предварительным условием подлинной интеграции должен быть полный суверенитет, осуществляемый интегрируемыми странами на всей территории, конкретно упомянув в этой связи базу в Гуантанамо (на территории Кубы) и зону Панамского канала.

Кроме того, был сделан ещё ряд запросов, некоторые из которых в той или иной форме (иногда – весьма приглаженной по сравнению с их первоначальным звучанием) были включены в заключительные документы нашего заседания. Но некоторые другие, например, об обеспечении гарантий для морских и воздушных судов, даже не были рассмотрены.

В связи с проблемой экспорта нашего сырья было указано на нестабильность цен и товарных рынков, была обличена экономическая агрессия и высказано пожелание осудить и прекратить её и указано на необходимость и указано на необходимость разнообразить экспорт из латиноамериканских стран, увеличивая глубину переработки экспортируемого сырья, включая всё новые товары в список экспортируемых и открывая новые рынки. При этом было прямо сказано о рынке социалистического мира, рост производства в котором составляет сейчас порядка 10% в год.

Куба подвергла критике предоставление субсидий и демпинг, используемые при экспорте продукции индустриальных стран, и отметила тот риск, которым чревато накопление этими странами излишков сельскохозяйственного производства и стратегических резервов полезных ископаемых для мирового сырьевого рынка. Предложения и предостережения, высказанные Кубой, нашли отклик у представителей некоторых стран. Куба, в свою очередь, откликнулась на соображения, высказанные представителями других стран, поскольку, естественно, многие из этих проблем являются общими для всех наших слаборазвитых стран. Тем не менее, в заключительном документе глубинный смысл наших идей оказался практически до такой степени выхолощенным, что они прозвучали совершенно беспредметно и безобидно. Один пример. Делегация Кубы поставила вопрос об отмене ограничений на импорт и о прекращении субсидий своим внутренним производителям со стороны со стороны индустриальных стран. Окончательный же документ выразил это требование в следующей форме: «сократить вплоть до полной отмены, если это представится возможным, указанные ограничения».

Подобное происходило во многих случаях. Конкретные целенаправленные предложения превращаются в туманные декларации с использованием выражений типа: «если это представляется возможным», «в рамках устава», «когда условия это позволят», «если это потребуется», «если это позволят», и так далее: так, чтобы возможность обойти решения и рекомендации возникала с самого начала…

По данным FAO (FAO (Food and Agricultural Organisation) – продовольственная и сельскохозяйственная организация при ООН) Соединённые Штаты выделили на поддержание цен на свою сельскохозяйственную продук-цию в 1955 году – и этими цифрами мы располагаем – 2.525 млн. долларов. Это гораздо больше, чем то, что до сих пор выделялось ежегодно странам «Союза».

Настоящий документ даже не предлагает эффективной гарантии против дальнейшей экспансии субсидированного внутреннего производства США.

Мы могли бы ещё долго перечислять конструктивные предложения, внесённые Кубой в её стремлении выработать эффективные резолюции, которые не нарушали бы суверенитета ни одной страны, даже такой мощной, как та, что в силу своего индустриального развития находится в особых условиях по сравнению со всеми остальными; резолюции, которые обеспечили бы чёткие гарантии малым и слаборазвитым странам и породили бы в них уверенность в том, что та самая новая эра, о которой здесь столько было сказано, действительно может начаться.

Вчера была представлена декларация, над которой мы работали. Куба воздержалась при голосовании за её принятие, так как усмотрела в ней некоторые спорные моменты: одни – по сути, другие – по форме, как это уже случалось в ходе заседаний.

Главный момент заключается в том, что Соединённые Штаты так и не ответили на вопрос Кубы. И их молчание было равносильным отрицательному ответу. Куба не будет участвовать в «Союзе ради прогресса». Как же можно поддерживать такой союз, в котором предполагаемый «союзник» участвовать не будет? Кроме того, ничего не говорится о коренном источнике наших бед – иностранных монополиях, которые уродуют нашу экономику и привязывают нашу международную политику к внешнему диктату.

Не осуждается экономическая агрессия, а именно это осуждение представляет собой одну из важнейших целей, которые ставит перед собой Куба, на собственной шкуре прочувствовавшая звериную хватку агрессора.

Документ настаивает на том, что проблемы Америки необходимо решать проведением монетаристской политики – в том смысле, что сдвиги именно в этой сфере могут изменить экономическую структуру наших стран. Мы же считаем, что только коренное изменение всей экономической структуры, изменение отношений производства является тем, что может реально обеспечить условия, делающие прогресс возможным.

И настаивается также на свободном предпринимательстве, которое, как всем известно, было осуждено в философском плане – подобно осуждению эксплуатации человека человеком, а в практическом – исчезло почти на всей нашей территории и не участвует в новом процессе развития.

По всем этим причинам Куба не может подписать документ, сеньоры делегаты.

Однако должен вас заверить в том, что была проведена конструктивная работа, а также в том, что Куба на протяжении этой конференции не чувствовала себя одинокой. Правда, на многие заседания Куба не была приглашена и мы не можем судить о том, что там обсуждалось. Но мы знаем, что на многих из них основной темой была именно Куба. Мы знаем также, что в этих заседаниях участвовали либо наши друзья, либо люди, абсолютно преданные своим идеалам которые заняли дружественную позицию в отношении Кубы.

Итак, к окончанию конференции мы смогли прийти в атмосфере определённой гармонии и, думаю, мы сумели показать, что в каждый момент нашим стремлением было сотрудничать в развитии системы межамериканских отношений на основе подлинной независимости и дружбы между народами, а не на основе подчинения всех руководству кого-то одного.

Мы считаем, что Куба, несмотря на отказ нашей делегации подписать документ, может испытывать определённое удовлетворение результатами нашей работы. Главным образом потому, что открылись новые перспективы для Америки. Мы считаем, что в одном из параграфов заключительного документа прямо признаётся, что наряду со странами, базирующимися на частном предпринимательстве, в американском сообществе имеют право на существование и страны с иным общественным строем. Иными словами, признаётся, что среди американских стран есть страна со своими специфическими особенностями, которые отличают её остальных, но которые тем не менее не мешают ей быть частью целого, на что прямо указывается в констатирующем разделе документа.

Таким образом, по нашему мнению, было заложено первое звено подлинного мирного сосуществования в Америке, сделан первый шаг к тому, чтобы и те правительства, которые решительно настроены против нашего правительства и нашей системы, признали по крайней мере необратимость Кубинской революции и её право быть
признанной в качестве независимого государства со всеми её особенностями, вне зависимости от того, нравится ли кому-то существующий на ней режим или нет.

Правительство Соединённых Штатов проголосовало за все пункты данной Хартии. Мы считаем поэтому, что и оно сделало шаг вперёд, признавая право на существование режима, философия которого не приемлет принципа свободного предпринимательства в этой части Америки. Мы рассматриваем этот шаг как весьма позитивный.

Мы всегда были готовы решать наши споры с правительством Соединённых Штатов путём переговоров. В последние годы трудности отношения между нашими странами были предметом многих дискуссий, и даже нескольких конференций в этой части мира. Мы ещё раз повторяем – мы готовы встретиться где угодно, с единственным условием: отказом от всяких предварительных условий.

Наше правительство ещё раз подтверждает постоянство своей позиции по данному вопросу. Мы не выклянчиваем никакого сближения, не просим ни о каком перемирии, но чётко и ясно перед лицом всех дружественных народов заявляем о своей готовности жить в дружбе со всеми народами континента, которые этого желают.

Тем не менее мы усматриваем некую опасность, буквально витающую в воздухе. Мы отступили бы от традиции Кубинской революции, - прямо говорить о том, что думаем, если бы не сказали, что нам – как и всем здесь собравшимся – известно, что данная конференция в какой-то мере связана с совещанием министров иностранных дел полушария, обсуждающим «дело Кубы». Очевидно, что многочисленные связанные с этим поездки направлены на то, чтобы заручиться голосами одобрения. (Речь идет о «выламывании рук» правительств Латинской Америки, дабы навязать им разрыв дипломатических отношений с Кубой.) Тем не менее мы констатируем определённый прогресс: несколько лет назад (В 1954 г., накануне интервенции против Гватемалы) министры иностранных дел были собраны для того, чтобы осудить Гватемалу, и лишь после этого им была обещана конференция по экономическим проблемам. Примерно то же самое произошло в Коста-Рике. Сегодня же вначале собирается конференция по экономике, а уже после неё – встреча министров иностранных дел. В этом мы усматриваем положительный, конструктивный шаг, и хотелось бы надеяться, что встреча министров вообще не состоится, что сделало бы прогресс ещё более масштабным. Сейчас перед основополагающим выбором эпохи поставлены все народы мира, и важность его проецируется и на Латинскую Америку.

Многие делегаты, а может быть и все, задают себе вопрос: «Что будет, если «Союз ради прогресса» провалится?» Это вопрос крайней важности. Соединённые Штаты оказались чувствительными к давлению со стороны народов. Они поняли, что ситуация в Америке, как и во всём мире, настолько напряжена и может так глубоко затронуть устои империалистической системы, что решили искать какой-то выход из создавшегося положения.

«Союз ради прогресса» - это попытка найти решение в рамках экономического империализма. Мы считаем, что в таких условиях «Союз ради прогресса» провалится. Я не хочу никого обидеть, но позволю себе усомниться в том, что в ближайшие годы мы действительно будем располагать двадцатью миллиардами долларов.

Административные процедуры, волокита в большой северной стране таковы, что угроза регламентации иногда нависает (как это происходит сейчас) над суммами кредитов порядка 5 миллионов долларов. Если под угрозой находятся кредиты столь малых размеров, то можно только вообразить, что произойдет с суммами на три порядка большими.

Совершенно ясно – об этом сказано открыто – что эти займы пойдут главным образом на развитие свободного предпринимательства. И поскольку империалистические монополии, расположившиеся почти во всех странах Америки, не были – ни в малейшей мере – осуждены в документах Совета, логично предположить, что и выделяемые кредиты будут обслуживать эти же, окопавшиеся в наших странах монополии. Несомненно, это приведёт к некоторому подъёму в сфере промышленности и деловой активности в целом, к большей прибыли предприятий [монополий]. При существующем почти во всех странах Америки режиме свободного обмена валюты всё это будет означать и рост вывоза капитала в Соединённые Штаты. Таким образом, «Союз ради прогресса» в конечном счёте превратился бы в
финансирование латиноамериканскими странами иностранных монополистических предприятий.

Кроме того, поскольку ни в одной части документа не содержится решений относительно таких основополагающих вопросов, как содержание цен на сырьё, запрет снижения этих цен и т.д., - с очень большой долей вероятности можно предположить, что и в будущем сохранится нынешняя тенденция и что цены на сырьё, в Америке всё более снижаться.

В этом случае можно предположить, что во всех странах Америки будет расти дефицит платёжного баланса. Это – в сочетании с ростом экспорта капитала монополиями – и будет означать отсутствие развития. То есть нечто противоположное тому, что выступает как объявленная цель «Союза ради прогресса».

Отставание в развитии приведёт к росту безработицы. Безработица означает понижение зарплаты, вступает в действие всем известный механизм инфляции: доходная часть бюджета, не пополняемая за счёт экономического роста, подпитывается эмиссией. В подобных случаях почти во всех странах Америки решающую роль начинает играть Международный валютный фонд.

Именно в этот момент перед странами со всей четкостью станет вопрос о подлинном выборе пути; путей этих всего лишь два – либо столкнуться с народным недовольством со всеми вытекающими последствиями, либо начать процесс освобождения внешней торговли, основополагающий для экономики наших стран: развивая независимую экономическую политику, стимулируя развитие всех внутренних сил и ресурсов страны. Всё это, естественно, в рамках независимой внешней политики наших стран, которая одна только и обеспечит развитие торговли со странами других регионов мира.

Конечно, не все страны могут добиться этой цели: для этого требуются специфические условия, и прежде всего, необходимо большое мужество. При той системе, в которой они живут, руководители этих стран должны будут осуществить крутой поворот в своей экономической и внешней политике и немедленно вступить в конфликт с иностранными монополиями. Народные массы поддержат те правительства, которые пойдут на этот конфликт, защищая уровень жизни своих граждан; но массы, поддерживая позиции своих правительств, предъявляют им свои требования.

И тогда правительства оказываются перед лицом двойной угрозы и нелегкого выбора. С одной стороны, давление империалистических монополий, а с другой – напор народных масс, требующих новых шагов. Чтобы действительно избрать новый путь, надо разрушить все старые структуры, встать на сторону масс и начать подлинную революцию. Но сейчас речь идёт не о революциях, но о том пути, который выберут нынешние правительства и который не выльется непосредственно в процессы, носящие революционный характер.

Руководители стран, столкнувшиеся с этой альтернативой, должны знать, что если у них достанет мужества, чтобы взяться решение этой проблемы, если они готовы удовлетворить хотя бы часть чаяний народных масс и не капитулировать перед иностранными монополиями, они смогут какое-то время продолжать двигаться вперёд.

К большому нашему сожалению, исторический опыт показывает, что в этой ситуации столкновения альтернатив страх правителей перед лицом давления масс толкает их к союзу с монополиями и с импортирующим сектором национальной буржуазии. И начинается этап репрессий.

Для успеха же первого из рассмотренных вариантов необходимым является само наличие сильной, наступающей национальной буржуазии, желающей преодолеть сковывающие её развитие препятствия и уверенной в своих идеалах. И во-вторых, соответствующая позиция армии, её способность понять происходящее сегодня в Америке и во всём мире. Случится ли это или нет – это не тот вопрос, на который мы можем сегодня ответить.

Иной путь – это рост народного недовольства. В этих условиях оно может разрастись до таких размеров, что снова создаётся историческая ситуация развилки путей. Либо после всенародных выборов прежнее правительство должно будет передать власть новому, в котором прямо будут участвовать массы, либо в стране создастся ситуация гражданской войны. Если формируется правительство с участием народных масс, опять-таки нарастает острейшее противоречие между народом, который стремится всё дальше идти вперёд по пути удовлетворения своих требований, - и национальной армией, которая защищает другие общественные слои и при этом пока имеет в руках оружие. Эта ситуация чревата другой гражданской войной.

Если правителям удастся ликвидировать движение масс и сохранить жесткое руководство государственным аппаратом, над ними постоянно будет нависать опасность внутренних войн, за которые – и мы это официально объявляем – Куба не будет нести никакой ответственности. Эти войны начнутся в самых недоступных районах, будут постепенно охватывать сельскую местность, подступят к стенам городов, и в один прекрасный день приведут к завоеванию политической власти народными массами.

Это и есть, господин председатель и господа делегаты, то послание, которое мы сочли своим долгом изложить перед всеми вами, сказав о том, как реально видится нам «Союз ради прогресса», в чём мы видим опасности, кроющиеся в этой программе, каким мы видим будущее народов, если все международные встречи, подобные этой, по-прежнему будут оставаться не более чем состязанием в красноречии.

По всем этим причинам и относясь с симпатией к большей части благих намерений, выраженных в этой "Хартии Пунта-дель-Эсте", Куба не может, к сожалению, подписать её в данный момент. Она вновь подтверждает своё желание крепить дружбу со всеми народами континента. Она готова обсуждать любые двусторонние проблемы с любой страной Америки. Она благодарит всех делегатов за проявленный ими дух сотрудничества, с которым были выслушаны выступления Кубинской делегации, её слова, её предостережения и, может быть, несколько утомительные и
неоднократные постоянные разъяснения своей позиции.

Большое спасибо.


Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz