Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

 

 

Из выступлений на заседаниях руководства Министерства промышленности

20 января 1962 г.
Мой способ делать дело состоит в том, чтобы всегда говорить правду. Я лично считаю, что это – лучшее из того, что может быть…

Вообще-то случается, что в странах, находящихся на ранних стадиях революции и революционного возбуждения, моральные стимулы оказываются сильнее, чем материальные. И те, и другие тесно связаны между собой… Мы не собираемся отказываться от материальных стимулов или же устанавливать такое положение, при котором моральные стимулы должны максимально долгое время использоваться для поощрения рабочих… делать моральные стимулы главными.

Середина 1962 г.
Мы создали ситуацию, при которой у множества людей есть деньги, но они до сих пор ничего не производят… из-за ужасно задуманных и безобразно осуществлённых инвестиций, из-за огромного расхода средств. В итоге деньги у людей есть, но всё уже съедено, мы ели коров, а теперь у нас нет и маланги… (Южноамериканское растение («вест-индская капуста»), корневища которого идут в пищу; «еда бедняков».)

Ответственность за это несём мы и должны откровенно сказать об этом. Рабочий класс хочет осудить нас? Хорошо, пусть осуждает, пусть сменяет, пусть расстреливает нас или делает что-либо иное. Но проблема – именно здесь [в нас?].

22 февраля 1964 г.
… Участие рабочих в управлении предприятиями сегодня равно нулю – вопреки всем нашим инструкциям. Каждый раз, приезжая на предприятие, я спрашиваю, как проходят производственные собрания… и администратор сообщает мне: «Собрания, конечно, проводятся ежемесячно, но проходят они скучно, плохо посещаются, люди не проявляют активности…»

В чём же причина недостаточного участия рабочих и их апатичности?

Просто они воспринимают посещение собраний как обязанность перед кем-то посторонним, а не как нечто, необходимое для того, чтобы самим разобраться со всем происходящим…

1964 г.

(Точная дата заседания неизвестна, но, по-видимому, речь идёт о второй половине 1964 г.)
Речь идёт о статье Суизи (П. Суизи – известный американский экономист-марксист, соавтор с Л. Губерманом прогремевшей книги «Куба. Анатомия революции» (1960 г.)), где тот анализирует одно из китайских писем (Речь идёт о письмах 1962-1963 гг., в которых руководство КПК излагало свою позицию по спорным проблемам международного коммунистического движения.), в которых делается попытка доказать, что Югославия является капиталистической страной. Так вот сначала Суизи доказывает догматизм этой китайской позиции, а затем говорит, что на деле Югославия – это страна, идущая к капитализму?

Почему? Потому что в Югославии действует закон стоимости, и с каждым днём во всё большей мере. [Под этим углом зрения] интересно то, что говорит о Югославии товарищ Хрущев, который послал туда людей перенимать опыт. Так вот, то что он увидел в Югославии, и что показалось ему таким интересным, - всё это в гораздо более развитом виде имеется в Соединённых Штатах, потому что там – капитализм. …Так оно происходит в Югославии. Но и в Польше идут по югославскому пути, происходит деколлективизация, возвращаются к частной собственности на землю, введён целый ряд специальных систем обмена валюты, усиливаются связи с США. В Чехословакии и Восточной Германии также начинают изучать югославскую систему с тем, чтобы в дальнейшем применить её. Таким образом, уже целый ряд стран дружно меняет курс. Перед лицом чего? Перед лицом реальности, который нельзя игнорировать, хотя об этом не говорится вслух: блок западноевропейских стран развивается быстрее, чем страны народной демократии. Почему же это происходит?

И вот здесь вместо того, чтобы идти к сути этой проблемы, решение которой действительно является необходимостью, даётся сугубо поверхностный ответ. И тогда стремятся укрепить рыночные отношения, расширить [сферу воздействия] закон[а] стоимости, усилить материальное стимулирование.

Для меня закон стоимости равнозначен капитализму. Для меня очевидно, что там, где хотя бы косвенно используется закон стоимости – там мы контрабандой импортируем капитализм; во всяком случае, у нас на Кубе
существует целый ряд категорий капитализма, которые мы возвращаем в
деятельность госсектора.

….
И мы были озабочены уже не только строительством социалистической экономики. Помимо этого мы создали – думаю, что первыми в истории (можем это сказать, хотя это и звучит тщеславно), первыми в мире мы [поставили себе целью создать] последовательную – или почти последовательную, марксистскую, социалистическую систему, в центр которой был поставлен человек, где прямо говорится о роли индивида, говорится о человеке как о сущностном факторе революции. Но пока что мы оказались неспособными создать такие системы, в рамках которой этот человек даст [обществу] всё, что он может дать; и изъяны в наших механизмах ведут к тенденции превращения человека в машину. Даже такие вещи, как добровольный труд, превращаются в механические. …Существует некая умственная лень, препятствующая тому, чтобы проникнуть в глубь проблемы, чтобы осознать, что мы делаем, и попытаться понять причины происходящего.

У нас избыток дисциплины в том, чтобы «следовать линии», и недостаток дисциплины сознания, дисциплины поиска ответов [на вопрос «почему»]. Надо изучать все эти вопросы, связанные со строительством социализма; проблемы, которые ставит перед нами необходимость и закономерность создания [нового] человека. И не правда, что… существует связь между финансовым самоуправлением (или хозрасчётом) и [воспитанием] масс. При самоуправлении человек оценивается по критерию производимого им. Но ведь так поступают и при капитализме, достигая при этом совершенства, сверхсовершенства. Не существует и связи между поведением масс и способностями руководства… Когда мы начинали ставить подобные вопросы – не знаю, есть ли среди вас те, кто пережил ту эпоху, - так вот тогда в ответ слышалось: «Он ревизует», «Об этом надо спросить у Партии», «Это ещё что такое?». Настоящая буря. Ведь Библией для «борцов за чистоту» был у нас, к несчастью, к несчастью, не «Капитал», а учебник. (В оригинале «no El Capital, sino el manual». Речь идёт об учебниках и учебных пособиях по политэкономии, диалектическому и историческому материализму и т.д., тоннами (десятками тонн?) ввозимыми из СССР.)

Единственное в чём я уверен, это то, что либо мы должны быть способными опровергнуть мнения наших оппонентов по данному вопросу, либо предоставить [им] возможность эти мнения [свободно] выражать. Нельзя опровергать чужие мнения палочными ударами; именно это убивает всякое развитие, свободное развитие разума. (Этот тезис Че более подробно изложил в письме к Арманду Харту в декабре 1965 г.) Каждый из вас в отдельности слишком мало знает, чтобы суметь в одиночку разработать всеохватывающую солидную теорию. И кроме того, вообще даже умные и знающие люди [в одиночку] солидные теории не творят – особенно в моменты, подобные тем, которые мир переживает сейчас. Стало быть, надо помогать друг другу; вы должны были больше помогать, думать, сотрудничать, прочитать все основополагающие работы – те, которые доступны для общего пользования…

Декабрь 1964 г.
Все новые инвестиции [должны быть] использованы для того, чтобы производительность труда [на новых предприятиях] достигла мирового уровня, т.е. противоположно тому, как они использовались прежде, когда каждая наша новая фабрика или химический завод оказывались технологически устаревшими [с самого начала] и мало чем помогали [росту] средней производительности в стране…




Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz