|
Речь на втором экономическом семинаре солидарности стран
Азии и Африки
(Последнее (по сути дела – прощальное) публичное выступление
Че, вызвавшее сильное недовольство в европейских столицах «реального социализма».)
г. Алжир, 24 февраля 1965 года.
Дорогие братья!
Куба прибыла на эту конференцию, чтобы был услышан голос всех народов
Америки, и – о чём мы не раз уже говорили – она делает это одновременно
в своем качестве слаборазвитой страны и страны, строящей социализм. Поэтому
неслучайно, нам, американцам, предоставлена возможность высказать наше
мнение в кругу народов Азии и Африки. Общее стремление покончить с империализмом
объединяет нас в нашем походе к будущему. Точно так же, как общее прошлое
борьбы с тем же врагом объединило нас на пройденном участке этого пути.
Здесь собрались борющиеся народы. Наша борьба разворачивается на двух
фронтах. Они в равной степени важны и требуют от нас всей полноты наших
усилий. Борьба против империализма, за освобождение от его колониальных
и неоколониальных оков, которая осуществляется оружием политики, политикой
оружия или сочетанием и того и другого, не есть что-то отдельное от борьбы
против отсталости и нищеты. Речь идёт об этапах единого пути, ведущего
к созданию нового общества, которое будет одновременно и богатым, и справедливым.
Совершенно необходимо завоевать политическую власть и ликвидировать классы
угнетателей, но после этого необходимо взяться за решение задач второго
этапа борьбы, пожалуй, более сложного, чем предыдущий.
С тех пор как монополистические капиталы овладели миром, они держат в
нищете большую часть человечества и делят прибыли внутри группы самых
сильных стран. Высокий уровень жизни этих стран основан на нищете наших.
Чтобы поднять уровень жизни слаборазвитых стран, надо, следовательно,
бороться, против империализма. Каждый раз, когда ещё одна страна вырывается
из сферы империалистического влияния, это означает не только частичную
победу в борьбе с главным врагом, но также и его реальное общее ослабление,
и новый шаг по направлению к окончательной победе.
Это борьба не на жизнь, а на смерть, и она не знает границ. Мы не можем
оставаться равнодушными перед лицом событий, в какой бы части мира те
не происходили. Победа любой страны над империализмом – это наша победа,
поражение какой бы то ни было нации – это поражение всех. Следовать духу
пролетарского интернационализма не только долг народов, которые борются
за лучшее будущее, но и необходимость, от которой нельзя уклониться. Если
враг – империализм США или какой-либо другой страны – ведёт борьбу против
слаборазвитых народов и социалистических стран, то элементарная логика
обусловливает необходимость союза слаборазвитых народов и социалистических
стран. Даже если бы не существовало иных факторов их сплочения, наличие
общего врага должно стать таким фактором.
Ясно, однако, что подобные союзы не возникают спонтанно, им предшествуют
дискуссии, долгие, подчас мучительные роды.
Мы уже говорили, что отпадение той или иной страны от мировой империалистической
системы, её освобождение означает поражение всей системы в целом. Но следует
договориться о том, что мы понимаем под «отпадением». Это не сам факт
провозглашения независимости и даже не победа вооружённой революции, но
прекращение империалистического экономического господства над народом
данной страны. Поэтому социалистические страны кровно заинтересованы в
эффективном отделении народов от империалистической системы, и наш интернациональный
долг, долг, закреплённый руководящей нами идеологией, - это способствовать
нашими усилиями тому, чтобы освобождение происходило как можно более быстро
и глубоко.
Из всего этого необходимо сделать вывод: развитие стран, которые начинают
сейчас свой путь освобождения, должно стоить социалистическими странами.
(«Debe costar a los paises sosialistas». Именно эта формула оказалась
в фокусе последующей полемики, носившей в основном закрытый характер.)
Мы говорим это без малейшего намека на шантаж или позерство и не в порядке
поиска лёгких путей сближения с народами Азии и Африки. Речь идёт о нашем
глубоком убеждении. Не может существовать социализм, если в сознании людей
не произойдет переворот, который воплотится в новое, братское отношение
к человечеству: идёт ли речь об отношениях между индивидами в странах,
где социализм уже построен или только строится. Или между народами, страдающими
от гнёта империализма в мировом масштабе.
Мы убеждены, что именно так надо понимать свою ответственность за помощь
зависимым странам. И надо прекратить разговоры о «развитии взаимовыгодной
торговли», основанной на ценах, которые закон стоимости и международные
отношения неэквивалентного обмена, порождённые этим законом, навязывают
отсталым странам.
О какой «взаимной выгоде» может идти речь, если по ценам мирового рынка
продаётся сырьё, стоимость которого потом определяется потом и безграничными
страданиями народов отсталых стран, и закупается – по ценам того же рынка
– оборудование, произведённое на крупных современных автоматизированных
предприятиях?
Применяя эти критерии к типу экономических отношений между двумя группами
наций, мы приходим к выводу, что социалистические страны в определенной
степени выступают как сообщники имперской эксплуатации. Можно, конечно,
возразить, что объём взаимообмена со слаборазвитыми странами составляет
незначительную часть во внешней торговле этих стран. И это абсолютно верно.
Но не снимает вопроса об аморальном характере обмена. Моральный долг социалистических
стран – покончить с этим молчаливым пособничеством странам-эксплуататорам
Запада. Тот факт, что на сегодняшний день объём торговли социалистических
и развивающихся стран невелик, еще ничего не означает. В 59-м году Куба
время от времени продавала сахар какой-то стране социалистического блока
через английских или иных посредников. Сегодня же восемьдесят процентов
её торговли происходит именно в этой сфере. Все виды жизненно важного
обеспечения мы получаем из социалистического лагеря, и фактически мы вступили
в этот лагерь. Нельзя сказать, что этим вступлением мы обязаны исключительно
количественному росту торговли. Нельзя также сказать, что причина только
в том, что мы сломали старые структуры и перешли к социалистическим формам
развития. Оба разноположенных суждения соприкасаются, оба процесса взаимосвязаны.
Мы не вступили на путь, ведущий в конечном счёте к коммунизму – со всеми
положенными шагами и этапами – исхода из логики целенаправленного идеологического
развития. Правда социализма плюс жестокая правда империализма – вот что
шаг за шагом выковало выбор нашего народа и указало ему путь, который
впоследствии мы сознательно приняли. Народы Африки и Азии, идущие к своему
окончательному освобождению, должны будут вступить на тот же путь. Рано
или поздно они к этому придут, какое бы прилагательное ни уточняло их
понимание социализма. С нашей точки зрения, единственное сущностное определение
социализма – это отмена эксплуатации человека человеком. Пока этого не
произошло, речь может идти лишь о периоде строительства социалистического
общества. Если же вместо этого «преодоление эксплуатации» превращается
в некое застойное явление, а тем более если происходит попятное движение,
то даже о строительстве социализма говорить неправомерно.
Мы должны подготовить условия для того, чтобы наши братья прямо и сознательно
вступили на путь окончательного уничтожения эксплуатации. Но мы не можем
приглашать их вступить на этот путь, если сами являемся сообщниками эксплуатации.
Если нас спросят о методике установления эквивалентных цен, мы не сможем
ответить, мы не знаем практических величин, вернее – их теоретического
обоснования. Единственное, что мы знаем, это, в результате политических
дискуссий Советский Союз и Куба подписали выгодные для нас соглашения
об условиях, по которым мы будем продавать до пяти миллионов тонн сахара
по фиксированным ценам, более высоким, чем те, которые обычно устанавливаются
на так называемом мировом свободном сахарном рынке. Китайская Народная
Республика также придерживается этих фиксированных цен.
Но это всё достижения прошлого. Основная же задача состоит в выработке
критериев, определения цен, способствующих развитию. Коренной перелом
должен произойти в обусловливающем механизме системы международных отношений.
Не внешняя торговля должна определять политику, а, напротив, братские
народов должны определять условия внешней торговли.
Давайте вкратце проанализируем вопрос о долгосрочных кредитах для развития
базовых отраслей промышленности. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что страны,
получающие кредит, торопятся заложить основы отраслей, развивать которые
они не способны, продукцию которых они не могут потребить на своей территории.…
С другой стороны, нередко инвестиции социалистических стран на своей собственной
территории окупаются лишь в случае полного использования, глубокой переработки
добываемого сырья, а до этого висят мертвым грузом на государственном
бюджете. Мы считаем, что имеет смысл обдумать возможность направить инвестиции
подобного типа в слаборазвитые страны.
Таким образом можно было бы задействовать колоссальную силу, таящуюся
в недрах наших нещадно эксплуатируемых континентов, ни от кого не получающих
помощи для своего развития. Можно было бы приступить к этапу подлинного
международного разделения труда, основанного не на истории того, что делалось
до сих пор, но на истории будущего, того, что можно сделать.
Государства, на чьих территориях будут размещены новые инвестиции, должны
были бы иметь все права суверенного собственника производимой продукции,
будучи при этом обязанными поставлять определённое количество продукции
странам-инвесторам в течение определённого количества лет и по определённой
цене.
Следовало бы изучить и форму финансирования тех расходов, на которые
должна будет пойти сама страна, куда осуществляются инвестиции подобного
типа. Такой формой помощи, которая не означала бы раздачу подаяния свободно
конвертируемой валютой, могло бы стать предоставление правительствам слаборазвитых
стран товаров повышенного спроса – посредством долгосрочных кредитов.
Другая острая проблема – это овладение техникой. Общеизвестна нехватка
технических кадров, от которой так страдают, так страдаем мы, развивающиеся
страны. Нет необходимых учебных заведений и преподавателей. Зачастую нет
и подлинного понимания наших потребностей и решимости проводить в жизнь
политику технического, культурного, и идеологического развития народа,
которую мы считаем приоритетной.
Помощь социалистических стран должна обеспечить осознание всего этого
– и создание центров технического обучения и специальную подготовку обучающего
состава. Последнее особо важно. Специалисты, приезжающие в наши страны,
должны быть образцовыми. Этим товарищам придётся столкнуться с незнакомой
средой, очень часто враждебно относящейся к технике; с людьми, которые
говорят на другом языке и имеют совершенно иные нравы и обычаи. Специалист,
который противостоит этой тяжелой ситуации, должен прежде всего быть коммунистом
в самом глубоком и благородном смысле этого слова. Обладая этим качеством
и минимумом организованности и гибкости, можно творить чудеса.
Куба знает, что это достижимо, ибо братские страны прислали нам специалистов,
которые сделали для развития нашей страны больше, чем десяток институтов,
и способствовали укреплению нашей дружбы более чем десяток послов или
сотня дипломатических приёмов.
Мы могли бы значительно преуспеть в достижении нашей общей цели, если
бы эффективно осуществляли всё, о чём только что было сказано, и если
бы в распоряжение слаборазвитых стран была бы предоставлена вся технология
стран передовых, при отказе от нынешней системы патентования, которая
«закрывает открытия», сделанные и теми и другими.
Империализм потерпел поражение во многих отдельных сражениях. Но в современном
мире он остаётся значительной силой, и только усилиями и самопожертвованием
всех можно добиться его окончательного поражения.
Тем не менее, комплекс предложенных мер не может быть предпринят в одностороннем
порядке. Развитие слаборазвитых стран должно быть частично оплачено социалистическими
странами – об этом мы уже говорили. Но одновременно и слаборазвитые страны
должны напрячь все свои силы и твёрдо встать на путь строительства нового
общества, как бы мы его ни называли, в котором орудия производства, труда
не были бы орудием эксплуатации человека человеком. Также нельзя претендовать
на доверие социалистических стран, балансируя между капитализмом и социализмом,
пытаясь использовать каждую из этих противостоящих друг другу сил и извлечь
выгоды из их противостояния.
Новая, характеризующаяся абсолютной серьезностью политика должна определять
отношения между двумя группами государств. Стоит ещё раз повторить: для
того чтобы признаки эксплуатации постепенно исчезали, средства производства
должны находиться главным образом в руках государства.
С другой стороны, нельзя отдать развитие страны на волю абсолютной импровизации.
Строительство нового общества необходимо планировать. Планирование – это
один из законов социализма, вне которого тот существовать не может. Без
грамотного планирования нельзя обеспечить гармоничную взаимосвязь между
отраслями экономики, нельзя осуществить те прорывы в будущее, которых
требует наша эпоха.
Планирование – чтобы быть успешным – не может осуществляться изолированно
каждой из наших маленьких стран с их изуродованной экономикой, базирующейся
на добыче какого-то одного вида сырья или производстве того или иного
продукта или полуфабрикатов, будучи лишёнными большинства остальных. Планирование
с самого начала должно носить региональный характер, чтобы способствовать
взаимопроникновению экономик разных стран и достижению интеграции на основе
подлинной взаимной выгоды.
Думаю, что наш нынешний путь полон опасностей, опасностей не изобретённых
и не предвидимых – поскольку речь идёт о далёком будущем – никаким высшим
разумом. Опасностей, ставших результатом жестокой реальности, окружающей
нас. Борьба против колониализма вступила в свой заключительный этап, но
в настоящее время неоколониальный статус представляет собой не что иное
как проявление империалистического господства. Пока империализм существует,
он, по определению, будет стремиться к господству над другими странами.
Это-то господство и называется сегодня неоколониализмом.
Вначале неоколониализм возник и развился в Южной Америке, на всём континенте,
а сегодня всё более интенсивно внедряется в Африку и Азию. В разных странах
характеристики его про-никновения и развития различны. Иногда они отличаются
крайней грубостью и жестокостью, как это произошло в Конго. Бесцеремонное
и ничем не прикрытое применение грубой силы – это крайнее, последнее оружие
неоколониализма. Есть и другая, более изощрённая форма его проникновения
в страны, которые добились признания своего суверенитета политическим
путём; там неоколониализм устанавливает связи с зарождающейся местной
буржуазией, способствует развитию класса паразитической буржуазии, находящейся
в союзе с метрополией и защищающей её интересы. При этом неоколониализм
опирается на некоторый уровень благосостояния или временный его рост,
связанный с тем, что в очень отсталых странах простой переход от феодальных
отношений к капиталистическим означает шаг по пути прогресса, независимо
от пагубных последствий, которые со временем принесёт этот сдвиг трудящимся.
Неоколониализм показал свои когти и клыки в Конго. Это признак не его
силы, а его слабости. Он был вынужден прибегнуть к своему последнему оружию.
Он использовал силу как экономический аргумент, что породило ответную
реакцию большого размаха. Но в ряде стран Азии и Африки неоколониализм
выступил в гораздо более тонкой форме. Там уже ускоренно происходит то,
что некоторые называют «южноамериканизацией» этих континентов – т.е. развитие
паразитической буржуазии, которая не только не вносит никакого вклада
в рост национального богатства, но и вывозит из страны свои огромные прибыли,
вкладывая их в капиталистические банки Севера, и которая заключает сделки
с зарубежными кругами ради получения ещё большего дохода при полном пренебрежении
к нуждам собственного народа.
Существуют и иные опасности. Среди них – конкуренция между братскими
странами, политическими друзьями, подчас – соседями, вступающими в борьбу
за инвестиции, которых добиваются в одно и то же время, для производства
одного и того же продукта, предназначенного для одних и тех же продуктов;
рынков, которые к тому же зачастую отказываются эти продукты принять.
Подобная конкуренция чревата напрасной тратой энергии, которую можно было
бы направить на развитие гораздо более широкого экономического взаимодополнения,
сорвав при этом игру империалистических монополий.
Конечно, столкнувшись с невозможностью осуществить те или иные инвестиции
при помощи социалистического лагеря, мы прибегаем к договорённости с капиталистами.
К числу дефектов этих, капиталистических инвестиций, относятся не только
условия предоставления займов, но и иные, дополнительные, но очень важные
– такие, например, как создание совместных предприятий и фирм, партнёром
в которых является опасный сосед. Как правило, инвестиции направляются
параллельно в несколько государств, что приводит к возникновению противоречий
между дружественными странами в силу разного уровня их экономического
развития. При этом возникает опасность из коррупции, проистекающая из
постоянного присутствия капитализма, который очень умело манипулирует
умами людей, показывая им красивые картинки на темы ждущего их развития
и процветания.
Немного спустя происходит падение цен на рынках, что является следствием
их перенасыщения аналогичными центрами. Пострадавшие страны не видят иного
выхода, кроме как просить о новых займах – или позволить вливание дополнительных
инвестиций, которые позволили бы конкурировать более успешно. В итоге
подобная политика приведёт к тому, что экономику страны приберут к рукам
монополии, и медленно, но верно всё вернётся к прошлому. С нашей точки
зрения, единственно надёжная форма использования инвестиций – это прямое
участие государства как собственника и покупателя, ограничивающего участие
империалистов контрактами по поставкам и не допускающего их дальше порога
собственного дома. Здесь было бы позволительно сыграть и на противоречиях
межу империалистическими странами, добиваясь менее обременительных условий.
Надо обратить внимание на оказание так называемой «безвозмездной» экономической,
культурной и т.д. помощи, которую империализм представляет либо сам, либо
посредством марионеточных государств; подобная помощь в некоторых частях
мира пользуется большим доверием, чем традиционные формы империалистической
политики.
Если все те опасности, на которые мы указали, не будут распознаны вовремя,
если неоколониальные отношения сложатся в тех странах, которые с верой
и энтузиазмом приступили к решению задачи национального освобождения,
если очень тонко, постепенно, а потому незаметно монополии займут господствующее
положение, то в момент, когда последствия всего этого проявятся со всей
полнотой и жёсткостью, может быть уже поздно.
Перед нашими двумя мирами – миром социалистических стран и так называемым
третьим миром – гигантская задача, огромные проблемы; проблемы, непосредственно
связанные с судьбой человека и его благополучием. И с борьбой против главного
виновника нашего отставания.
Перед лицом этих дел и задач все мы, все страны и народы, осознающие
свой долг, подстерегающие их опасности, жертвы, которыми чревато желанное
развитие, должны предпринять конкретные меры к тому, чтобы наша дружба
крепилась в двух планах – экономическом и политическом, которые никогда
не смогут развиваться отдельно друг от друга, и создать мощный компактный
блок, который, в свою очередь, поможет новым странам освободиться не только
от политической, но и от экономической власти империализма.
Проблема вооружённой борьбы за освобождение от политической власти угнетателей
должна решаться нами в соответствии с нормами пролетарского интернационализма.
Абсурдна даже мысль о том, что директор предприятия воюющей социалистической
страны будет раздумывать, стоит ли ему послать произведённые его заводом
танки на фронт, не получив гарантии оплаты за произведённую продукцию.
Но не менее абсурдно, представляется, осведомляться о возможностях подобной
оплаты народом, борющимся за свое освобождение или нуждающимся в оружии
для защиты свободы завоёванной. В отношениях между нашими мирами оружие
не может быть товаром. Оно должно бесплатно предоставляться в необходимом
и возможном количестве тем народам, которым оно требуется, чтобы стрелять
в общего врага. Именно на этих принципах та военная помощь, которую оказывают
нам СССР и Китайская Народная Республика. Мы – социалисты, - и это представляет
собой гарантию адекватного использования данного оружия. Но мы – не единственные,
кто ведёт борьбу против империализма, и практика в этом вопросе должна
быть одинаковой в отношении всех.
Ответом на зловещую агрессию североамериканского империализма против
Вьетнама и Конго должны стать поставки в эти страны всех необходимых средств
обороны, наша солидарность в полном объёме и без всяких условий.
Что до экономического аспекта, то для взятия высот развития мы нуждаемся
в самой современной технике. Мы не можем позволить себе повторять – шаг
в шаг – долгий путь прогресса человечества: от феодализма к эре атома
и автоматизации, это был бы путь, чреватый гигантскими жертвами и к тому
же в значительной мере – бесполезный. Технику надо брать отовсюду, где
она имеется. Надо совершить огромный технический рывок, чтобы постепенно
стало стираться различие, существующее сегодня между нами и развитыми
странами. Техника должна внедряться как на крупных предприятиях, так и
в сельском хозяйстве, в его относительно развитых зонах. Но прежде всего
краеугольными камнями этого прогресса должны стать процессы развития технической
и идеологической культуры, обладающие достаточной динамикой и массовой
базой, которые делали бы возможной постоянную подпитку учебных и исследовательских
институтов. Такие институты должны создаваться в каждой стране и принять
всех людей, которым предстоит работать с современной техникой, которые
способны адаптироваться к той новой технике, которая нами приобретена.
Эти кадры должны ясно осознавать свой долг перед обществом, в котором
они живут. Вне сочетания с идеологической культурой не может сложиться
в наших странах адекватная техническая культура. Без этого в большинстве
наших стран невозможно построить необходимую базу для индустриального
прогресса, который определяет развитие всего современного общества, производство
товаров народного потребления, обеспечивает соответствующий уровень системы
образования.
Значительная часть национального дохода должна быть направлена на развитие
народного образования, хотя подобные инвестиции считаются непроизводительными.
Также следует уделить особое внимание повышению производительности труда
в сельском хозяйстве. Во многих капиталистических странах та достигла
невиданных высот, приводя к противоречащим здравому смыслу кризисам перепроизводства
зерна, других продуктов питания и промышленного сырья и заполняя весь
мир этой продукцией высокоразвитых стран, в то время как существует целый
мир, страдающий от голода – и это при наличии земли и рабочих рук, способных
произвести в несколько раз больше того, что необходимо для того, чтобы
накормить всё человечество.
Сельское хозяйство должно рассматриваться как основа развития в целом.
И поэтому наши усилия должны быть направлены на изменение структуры сельского
хозяйства, на внедрение новой техники и уничтожение эксплуатации человека
человеком.
Прежде чем принимать дорогостоящие решения, которые могут принести непоправимый
ущерб, надо в качестве предварительной меры провести тщательную инвентаризацию
всего национального достояния, всей территории страны с тем, чтобы на
этой основе впоследствии перейти к экономическим исследованиям и грамотному
планированию.
Мы горячо приветствуем предложение Алжира о придании государственно-правового
характера нашим отношениям. По этому поводу хотелось бы поделиться некоторыми
дополнительными соображениями.
Первое. Для того чтобы наш союз стал орудием борьбы против империализма,
необходимо содействие латиноамериканских народов и союз с социалистическими
странами.
Второе. Необходимо оберегать революционный характер Союза, закрыв в него
доступ правительствам и движениям, которые не идентифицируются с основополагающими
чаяниями наших народов, и создав механизм, позволяющий изгонять из рядов
союза тех, кто сошёл с правильного пути – идёт ли речь о правительстве
или народном движении.
Третье. Надо бороться за новые равноправные отношения между нашими странами
и странами социалистическими. Надо создать революционную юриспруденцию,
к нормам которой мы могли бы прибегнуть в случае конфликта и которая придала
бы новое содержание отношениям между нами и остальным миром. Мы говорим
на языке революции и честно боремся за победу её дела. Но очень часто
мы сами, как муха в паутине, увязаем в хитросплетениях международного
права, созданного для улаживания столкновений и разногласий между империалистическими
державами, а не как результат борьбы народов за свободу и справедливость…
Лишь один пример. Наши народы испытывают тягостное давление размещённых
на их территории иностранных баз или тяжесть ярма гигантского внешнего
долга.
Всем известна история возникновения этих бед. Марионеточные правительства,
а также правительства, ослабленные долгой борьбой за освобождение либо
развитием капиталистических рыночных отношений, позволили навязать себе
договоры, которые сегодня угрожают внутренней стабильности наших стран
и связывают обязательствами их будущее. Настала пора сбросить с себя это
бремя, добиться пересмотра условий выплаты давящей внешней задолженности,
вынудить империалистов покинуть свои базы агрессии.
Я не хотел бы закончить это выступление, это повторение концепций, которые
всем вам уже известны, не обратив внимания всех участников этого семинара
на то, что Куба – не единственная латиноамериканская страна; она просто
та из них, которая сегодня имеет возможность выступать перед вами. Иные
народы Америки проливают кровь за то, чтобы иметь это право. С этой трибуны
и с трибун всех конференций и из всех мест, где слышатся сегодня слова
солидарности с героическими народами Вьетнама, Лаоса, так называемой «португальской»
Гвинеи, Южной Африки и Палестины, со всеми эксплуатируемыми странами,
которые борются за свое освобождение, мы должны протянуть руку помощи,
послать голос солидарности братским народам Венесуэлы, Гватемалы и Колумбии,
которые сегодня, с оружием в руках, говорят решительное «нет!» империалистическому
врагу.
На Земле существует мало сценариев утверждения антиимпериализма, мало
городов-символов этой борьбы, подобных Алжиру – одной из самых героических
столиц свободы. Пусть же замечательный алжирский народ, закалённый как
немногие страданиями своей борьбы за независимость под решительным руководством
своей Партии во главе с нашим любимым товарищем Ахмедом Бен Беллой и дальше
служит нам примером в этой беспощадной борьбе против мирового империализма.
Газета «Revolucion», 25 февраля 1965 г.
|