Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

Наша библиотека

Куба далеко, Куба рядом...

Часть 1. До третьих петухов в Гаване

Одна из улиц ГаваныЗападные путеводители по Кубе - в том числе и помещенные в интернете - не устают подчеркивать, что это "бедная страна", в которой люди "рады любому старому доллару". Даже такой приятный для туристов аспект пребывания здесь, как личная безопасность - из-за свойственной социализму низкой преступности, о чем мы все ещё хорошо помним - представляется так: "Это все только из-за такого большого наличия полицейских и из-за тоталитарности режима Кастро."

Если верить западным источникам, включая университетские учебники, то и советские женщины работали, например, исключительно потому, что их "не могли прокормить" советские мужчины. Спорить с теми, кто с детства воспитан на таком примитивном восприятии жизни и обо всех судит по себе, как правило, бесполезно. Я и не собираюсь этого делать: рожденный ползать, как говорится, летать не может.
И все-таки, летя на Кубу, я волновалась: какой-то предстанет передо мной та почти единственная на сегодняшний день в мире страна, которая чудом сохранила и сегодня по-прежнему представляет на становящемся все более безумном и невозможном для жизни земном шаре те нормы и моральные и духовные ценности, на которых выросла я? Увижу ли я перед собой "лебединую песню социализма" или все то, что так дорого мне с детских лет, несмотря на все недостатки той жизни?
Во многом волнение мое объяснялось чувством вины за предательство Острова Свободы моей страной - вернее, тем, что от нее осталось, а ещё вернее, той шайкой компрадорских временщиков, которая захватила в ней власть более десять лет назад.

Забегая вперед, приведу слова моей новой знакомой на Кубе - ирландской журналистки Берни Дваер, работающей на кубинском радио. "Знаешь, чем отличается кубинское правительство от всех других, включая твое и мое? Тем, что у него этика, есть все-таки, даже в наше время, этические принципы". Вспоминая недавние шаги российских властей - и в отношении курса на "заклание" Средней Азии дяде Сэму после 11 сентября, и в отношении самой революционной Кубы, которой практически был нанесен удар ножом в спину последним по времени выслуживанием "дерьмократов" перед дядей Дабл-Ю Бушем, при воспоминании о котором мои щеки до сих пор заливает краска стыда, в отличие от холеных физиономый тех, кто в своем изощренном холопстве придумал поднести Бушу Кубу на блюдечке - невозможно не согласиться с Берни. Этикой и какими-либо вообще принципами от сегодняшних политиков даже и не пахнет.

Фидель Кастро - к которому я, не идеализируя его, испытываю глубокое уважение - сегодня выглядит на нашей планете как благородный Дон Кихот, борющийся с немыслимым числом самых уродливых и омерзительных ветряных мельниц. Как бы вы ни относились к его экономической политике и к социальной системе Кубы, невозможно не проникнуться восхищением перед тем, кто, в отличие от струсивших, смалодушничавших и просто грубо купленных мировых лидеров, продолжает бесстрашно говорить правду о своем гигантском соседе-хищнике. В том числе - и правду ему в лицо, продолжая бесстрашно существовать по своим собственным законам под носом у тех, кто бомбит "за непослушание" Югославию, Ирак и другие страны.

И я недаром приводила Кубу в пример своим знакомым ирландским республиканцам после того, как они начали оправдывать свой шаг по разоружению объективными условиями, сложившимися в мире после 11 сентября".

Фидель Кастро личным примером показал, что альтернатива всеобщей "политике овечек в американском стаде" есть: можно "пойти другим путем", в открытую осудив как терроризм - под которым на Кубе подразумевается я американский и британский государственный терроризм, так и развязанную современными колониалистами войну в Афганистане. "Объективные" условия его не испугали.

С самолета Куба кажется такой похожей на Россию: пока он ещё достаточно высоко над аэропортом Хосе Марти, не видны кокосовые пальмы и банановые плантации. Видны только длинные заборы да многочисленные многоэтажки. Но вот самолет снижается, садится, мы выходим - и оказываемся в липкой, влажной жаре. Люди приветливые, хотя, в отличие от других стран региона, в которых я бывала, на первый взгляд, тихие и немного застенчивые. Застенчиво улыбается пограничник, проверяющий мой паспорт на паспортном контроле. Я не говорю по-испански, я объясняюсь с кубинцами на смеси папиаменто, английского и русского. Нельзя сказать, что многие говорят по-русски, но многие понимают и помнят отдельные слова, а старшее поколение неизменно радостно приветствует меня рассказами о том, как было замечательно в те годы, когда они учились в СССР. Хотя и нелегко

Они называют меня "Совьетика".

Остров СвободыГавана ещё несет на себе следы недавнего урагана Мишель - самого сильного за последние 50 лет на Кубе. На многих домах, особенно в высотных зданиях, окна ещё до сих пор заклеены крест-накрест коричневой клейкой лентой; некоторые окна выбиты, у стен облуплена почти вся краска. Но почти из каждого окна, как знак продолжающейся своим чередом жизни, развешано чистое выстиранное белье.
Настолько хорошо была скоординирована на Кубе эвакуация жителей, что Мишель унесла на острове всего пять жизней. Их число могло бы быть намного больше, если бы не тот самый "тоталитарный" кастровский социализм. Но об этом западная пресса, конечно же, предпочитает не писать.

Народ не торопится, медленно прогуливается по улицам, голосует на дорогах. Большая часть машин - наши, знакомые, такие домашние "Москвичи" и "Лады", "ЗИЛы" и "Камазы". На мгновение кажется, что ты действительно оказалась дома - и особенно отрадно видеть и слышать родной наш тульский мотороллер "Муравей", которого я давно уже не вижу даже на улицах своего родного города. Но когда мимо с грохотом грузовика проезжает "Kameo" - местный автобус, с кубинской изобретательностью сделанный из автомобиля ЗИЛ, к которому сзади вместо кузова прикреплен импровизированный корпус автобуса, понимаешь, что ты не дома. В таком автобусе, кстати, излишне писать на стенках: "С водителем не разговаривать!" - водитель сидит совершенно отдельно от пассажиров, набитых в корпус автобуса плотно, словно солененькие огурчики в кадушке. Самое главное в кубинском автобусе - точно знать, когда выходишь, и заранее пробиваться к выходу - задней двери. Как и в России, здесь в ходу два характерных выражения - "Кто последний?" и "Вы не выходите?" Автобусы поражают своей дешевизной.

Улицы - широкие, красивые, усаженные пальмами, и можно хорошо представить себе, как они выглядели в годы расцвета острова, в 60-70-е. Но даже и сегодня остается только поражаться тому, как умудряется выжить и сохранить свое человеческое лицо страна с такими ограниченными ресурсами, в условиях жестокой экономической блокады и предательства со стороны её бывшего главного союзника и помощника.

Вы обратили, кстати, внимание на то, с каким неприкрытым злорадством ожидали прихода урагана Мишель на Кубу российские СМИ - и как быстренько они замолчали после того, как оказалось, что благодаря социалистической системе его последствия на Острове Свободы оказались далеко не такими разрушительными, как им бы того хотелось?

Видимо, такая реакция объясняется тем, что им СТЫДНО за собственное предательство - и чем громче они кричат и издеваются над Кубой, тем этот стыд виднее.

В центре Гаваны много коммуналок. В бывших виллах - старинных белокаменных зданиях испанского колониального стиля с верандами и широкими балконами теперь проживает по несколько семей. Я считаю, что это только справедливая попытка решения жилищного кризиса. По всей Гаване, несмотря на нелегкое экономическое положение страны, раскинулись стройки...

Никто не выглядит нищим. На улицах нет бездомных, нет одетых в лохмотья, нет истощенных, нет беспризорных детей (хотя и есть некоторое количество взрослых, которые пытаются выклянчить что-нибудь у туристов, особенно в Старой Гаване, но у таких людей это уже, как говорится, "призвание", и делается это как дополнительный "заработок", а не от непосильной нужды). Нет хулиганства, нет тупоголовых "крутых" парней, пасущихся около каждого ресторана в качестве "крыши". Есть веселые, доброжелательные, несмотря на все свои повседневные заботы, люди. И - гигантское количество театров, музеев, клубов, кинотеатров, дворцов культуры, концертных залов, посетить которые можно за совершенно мизерную (даже для самих кубинцев) цену.

Улицы полны гомонящих школьников в горчичного цвета юбочках и брюках и в настоящих пионерских галстуках. В школы и из школ их развозят на больших желтых автобусах. Бесплатно. Несмотря на трудное экономическое положение, каждый ребенок получает по литру молока в день.

Бросается в глаза, что здесь, пожалуй, больше университетов, институтов и научных центров, а также различных специализированных больниц, чем в любой другой стране (после Советского Союза), в которой я когда-либо была.

Так кто же по-настоящему беден?

Бывший дворец, а ныне - музейТе, кто гарантированно получают необходимый для жизни прожиточный уровень - и имеют возможность бесплатно лечиться, обучаться, стать тем, кем они действительно хотят, а не идти в "добровольно"-принудительном порядке в уличные торговцы, перепродающие выпущенный за границей мусор; те, кто имеет в их распоряжении бесплатные стадионы и все культурное богатство своего народа (и других народов мира) и подлинную возможность выбора среди произведений настоящего искусства в театрах, музеях, библиотеках, кинотеатрах - или те, кто вынужден покупать машины потому, что у них нет часто ходящего и дешевого общественного транспорта, кто нажирается каждый день до отрыжки и до боли в желудке в китайских ресторанах и МакДональдсах просто потому, что у них больше совершенно ничего нет в жизни, кроме отправления естественных биологических функций?

И они даже не понимают, что на самом деле это как раз они, считающие себя "богатыми" мира сего, лишены выбора: во всех странах читают одни и те же журналы, из месяца в месяц мусолящие тему "Как достичь наибольшего количества оргазмов за одну ночь?", во всех странах смотрят одни и те же боевики из серии "ни уму, ни сердцу", неизменно заканчивающиеся сценой поединка героев на каком-нибудь заброшенном заводе, где неожиданно включается старый заржавевший конвейер, и предсказуемые до такой степени, что для того, чтобы знать, что сейчас произойдет на экране, не нужно напрягать ни одну-единственную, даже самую неразвитую мозговую извилину; во всех странах, словно зомбированные, вечерами разваливаются перед телевизионными экранами, наблюдая одни и те же идиотские, отупляющие и опошляющие сознание "игры": "Как стать миллионером?", "Большой Брат" (в российском исполнении "За стеклом") и современное массовое психическое заболевание - словесный эксгибиционизм участников бесконечных ток-шоу, которые почему-то уверены, что весь мир интересует цвет их трусов или их драка с тещей. Информацию для их "свободной" прессы отбирают те денежные мешки, которым она принадлежит, - а они по-прежнему послушно считают, что то, о чем им знать не положено, действительно не существует, и начисто лишены нашего социалистического умения читать между строк, которое в "свободном" мире гораздо более необходимо.

И вся их "свобода" выбора заключается на деле не в том, чтобы иметь возможность выбрать что-то коренным образом другое, а всего лишь в одной единственной альтернативе: включать ли телевизор или его вообще не включать.
Я думала обо всем этом, засыпая в свою первую ночь на Острове Свободы, - в квартире обыкновенной кубинки, работающей одинокой матери - широкой, просторной, квартире, просто, но со вкусом убранной, с двумя спальнями, гигантской ванной и закрывающимися ставнями от солнца на окнах. Никакой нищеты и здесь не было - только не было горячей воды, но уж к этому-то нам, россиянам, не привыкать.

Я вспомнила о том, что в Нидерландах ванна считается роскошью и есть только у богатых (остальные обходятся душем), а моя голландская подруга, жена школьного учителя с хорошей зарплатой, стирает только по ночам, потому что тогда дешевле электричество - и смотрит на тебя волком, если ты пробудешь в душе больше 20 минут. Об этом почему-то наша пресса, расписывающая "прелести" "свободного мира", предпочитает не писать. Как не пишет и западная пресса, например, о том, что в СССР детские вещи не стоили, как у них самих столько же или даже больше, чем взрослые, а субсидировались "тоталитарным" государством.

Куба - не бедная страна. Она богаче многих из так называемых самопровозглашенных "цивилизованных". И когда утром, ещё в темноте меня разбудили гаванские собаки и крик горластых кубинских третьих петухов, моим первым ощущением было чувство, которое я не испытывала уже много лет, с советских времен - радостного покоя и ожидания долгого-долгого солнечного дня.

Часть 2. Остров Женской Свободы

"Мир не принадлежит бандитам и ковбоям" (Ассата Шакур)

На данную тему мне всегда нелегко писать: слишком больно. Не говоря уже о том, что большинство российских изданий, в чьих редакциях правят бал новоявленные недоделанные мачо, животным инстинктам которых приятно то неслыханное при "тоталитарном режиме" унижение, которому ежедневно подвергаются наши женщины после "установления демократии", всегда старательно вырезает из моих статей все абзацы в защиту женского достоинства, которые им кажутся "несовременными" (ведь они продолжают уверять своих читателей, что это - "часть жизни в цивилизованном обществе", и - со стыдливо-похотливой улыбочкой - что "дамочки сами этого хотят"!)

На Западе любят проливать крокодиловы слезы о судьбе афганских женщин, лишенных возможности работать и вынужденных носить чадру на улицах. Забывают при этом оплакать своих собственных женщин, которые всю свою жизнь с рождения вынуждены мириться с дискриминацией по половому признаку: не только с разрывом в зарплате с мужчинами, доходящим до одной трети, не только с отсутствием доступной для всеобщего пользования системы детских садов, с экономической и социальной необходимостью откладывать рождение ребенка чуть ли не до 40 лет (многие женщины на Западе практически лишены возможности продолжать работу после рождения детей, - чем Запад лучше Талибана в этом отношении?), но и с постоянным и повсеместным унижением и оскорблением женского достоинства в виде продаваемых в каждом киоске "эротических" изданий (для меня как для женщины нет никакой разницы между "эротикой" и порнографией, ибо я прекрасно помню, как на всегда такие безопасные, мирные российские улицы стало невозможно выйти вечером именно после того, как Михаил Сергеевич провозгласил созерцание женских задниц на экранах телевизоров и на страницах журналов "частью мировой культуры"!).

"Женщины - негры этого мира" - справедливо пел в свое время Джон Леннон. Не про афганских, кстати, женщин пел - про западных. Судить об их положении можно хотя бы по недавнему заголовку "Дейли Миррор", в котором как гигантская победа британских женщин представлялось то, что отныне они будут иметь право отказаться от работы в ночную смену, если у них есть дети. Никто на Западе, естественно, не знает о том, что у нас при "тоталитарной" Советской власти женщины не просто имели это право - что их никто не имел права даже попросить о ночной смене! И что только теперь, с наступившим "торжеством демократии", наши женщины-матери этого права оказались лишены.

Западные женщины настолько забиты с детства, настолько не считают себя людьми, что они даже не замечают собственного рабского положения. Они считают, что это - невиданная роскошь, иметь 16 недель декретного и послеродового отпуска в общей сложности, и поэтому работают до самых родов, чтобы иметь возможность подольше побыть с ребенком хотя бы после. Они не могут даже представить себе, что при советской "диктатуре" женщины могли ухаживать за ребенком до одного с половиной года с сохранением зарплаты и даже до трех лет - без оплаты, но с сохранением своего рабочего места.

Именно из-за того, что они не осознают собственного рабства, многие из них считают чуть ли не высоким комплиментом, когда им сообщают, окинув их сальным взглядом, что они - "секси". В западном обществе женщина считается прежде всего куском плоти для удовлетворения мужской похоти - и только потом уже, если она очень настаивает на этом, и, особенно, если она грозится подать в суд, кто-то вспоминает о её деловых и человеческих качествах. Отсюда - и мужененавидящий, непонятный советской женщине по своей форме феминизм. Отсюда - и доходящее до истерики желание стольких западных дамочек любой ценой увеличить свой молочные железы, подтянуть задницу или наряжаться так, чтобы ничего уже не оставлять воображению. Отсюда - и такое психическое заболевание, как анорексия и неврозы, которым страдают столько молодых женщин на Западе: когда они, отчаянно стараясь стать "красивыми", доводят себя до такого уровня, что на их фоне выглядят упитанными узники Освенцима.

И дело не в том, что образ изможденных "моделей", цепляющихся на подъеме одной кривой коленкой за другую, пропагандируют здешние СМИ, наряду с кучей разных дорогостоящих и ни к чему не приводящих диет, а в общей враждебной по отношению к женщинам системе, отказывающей им в праве считаться полноценными людьми, которые сами смогут решить за себя, какими им быть, и которых не будет волновать чужое мнение.

И я, если честно, не знаю, кого больше жалеть - афганок при Талибане или их западных (а также из стран Третьего Мира, а с недавних пор - и восточноевропейских) товарок по несчастью.

Как чадра, так и унизительное для любого имеющего чувство собственного достоинства (и хоть немножечко мозгов!) человека публичное обнажение в "Плейбое", пропагандируемое на Западе чуть ли не как великая честь и достижение прогресса, а у нас в России - ещё и как "приобщение к мировой культуре" - явления одного порядка: необходимое ущербным "властителям" для самоутверждения проявление власти мужчин в обществе, по мановению пальца которых женщины в нем обязаны либо закутаться до бровей, либо раздеться догола. Плюс, конечно, и тот фактор, что чем тупее станут люди в обществе, тем легче ими управлять. А пока клонировать рабов и пушечное мясо ещё не научились, лучшим средством отупления населения является сделать его зацикленным на том, что находится ниже пояса. Через некоторое время мозги успешно атрофируются сами.

То, до чего довел капитализм наших женщин, для которых при социализме, несмотря на отдельные трудности, были действительно открыты все пути в жизни - от дирижера симфонического оркестра до профессора, - это отдельная история.
На Западе я впервые столкнулась с тем, когда мне не верили, что это вовсе не "экономическая необходимость" нас заставляла работать в СССР - что это мы сами хотели быть людьми, а не наседками. Что ж, каждый, как говорится, судит по себе. Однако вряд ли кто из нас, советских женщин, образованных, активных, уважающих себя и уважаемых их коллегами и спутниками жизни мужчинами, постоянно совершенствующих свой профессиональный уровень, посещающих театры, концерты, путешествующих по всей стране, наконец, любящих, заботливых матерей и жен, мог даже представить себе такую "почетную должность, как "украшение стола". "Спасибочки" капитализму и "демократии" за нашу "свободу" продавать свое тело, чтобы накормить своих детей!

По недавним данным, более 50.000 российских женщин - и детей! - ежегодно продается в сексуальное рабство за рубеж. Они, конечно, "сами этого хотят", как утверждают многие наши коллеги-журналисты мужского пола, которым даже в голову не приходит, что стыдиться такого положения вещей в стране надо прежде всего нашим мужчинам, многие из которых, увы, не только не смогли или не захотели защитить самых слабых и беззащитных в нашем обществе, но и сами "зарабатывают" на этом, став сутенерами и работорговцами. В СССР была смертная казнь за экономические преступления (упоминание об этом, кстати, всегда приводит в восторг моих знакомых ирландцев, чьи правители погрязли в коррупции!). Я считаю, что работорговцы - все без исключения, без ссылок на ревматизм и больную тещу! - заслуживают смертной казни...

Гавана, ранее утро. Светает здесь около половины восьмого утра. Я наблюдаю из окна за тем, как идут на работу кубинцы: неспешно, спокойно, небольшими группами, дружелюбно беседуя друг с другом. Так, как мы когда-то ходили при социализме.

Это идут товарищи - в полном смысле этого слова, а не "подсиживающие" друг друга "конкуренты". Среди них много женщин. Я познакомилась здесь со многими кубинками - медсестрами, врачами, журналистками, даже милиционерами и военными. В том числе - с одной пенсионеркой, закончившей в свое время Киевское Танковое Училище, которая лихо ответила мне в магазине по-русски: "Подожди три минутки, товарищ!"

Я хочу спросить тех сторонников "свободы и демократии", а точнее, возвращения Кубы под пяту американского империализма, которые так расквакались от радости после недавнего российского "подарочка" Бушу в своем Майями: что ждет этих умных, образованных женщин при вашей "свободе"? Я могу вам сказать, что.
Несколько лет назад я видела в Нидерландах документальный фильм о современной Венгрии. На экране появлялись совершенно обнаженные молодые венгерки и сообщали, кем по профессии они были всего несколько лет назад при социализме. "Мне 23 года, бывшая учительница", "мне 25 лет, бывший библиотекарь", "мне 19, училась на медсестру" Я не знаю, по сколько им заплатили за это очередное публичное унижение. Но я точно знаю - и хочу сказать об этом тем кубинцам, которые морально угнетены сегодняшней карточной системой и думают, что от капитализма им "будет лучше": лучше - не будет! Смотрите на нас в Восточной Европе, смотрите на Доминиканскую Республику и на Бразилию. Вот что ждет ваших женщин в будущем, если вы позволите бандитам и ковбоям одолеть вашу революцию!

До того, как я приехала на Кубу и увидела её своими глазами, я, честно говоря, и так, свойственным нам, россиянам, после 15 с лишним лет правления "временщиков" цинизмом, сомневалась в ней. Масла в огонь пыталась подлить Валя - наша бывшая соотечественница, обосновавшаяся в Дублине в качестве "политического беженца" лет восемь назад, после почти 25 лет, проведенных на Кубе с мужем-кубинцем, военным летчиком, покинувшая Остров Свободы, когда там наступили экономические трудности после развала СССР. Во всех своих экономических и личных бедах она винила лично Фиделя Кастро (наверно, именно за такое усердие ей и дали статус беженца, хотя она такой же политический беженец, как я - троллейбус!), даже в собственном разводе (по её утверждениям, мужу велела развестись с ней кубинская компартия!). В Дублине Валя ударилась в религию, стала чуть ли не духовным лидером православной общины (значит, все 25 лет на Кубе, пока ей было удобно при социализме, она притворялась сторонницей коммунистических идей?), но я обратила на нее внимание по другой причине: очень уж знакомыми показались ее имя в сочетании с её испанской фамилией, хотя мы до этого никогда не встречались. Только потом уже я вспомнила, что видела эти имя и фамилию в газете бесплатных объявлений русских иммигрантов, выходящей в Лондоне, под объявлением: "Дама средних лет ищет английского джентльмена". Вот в чем - а не в "кознях кубинской компартии" крылась истинная причина её развода и приступа религиозности. Даже Ирландия для этой мадам Брошкиной является только временной остановкой на пути к её истинной цели - "материально обеспеченному супругу". За англичанина она не вышла раньше только потому, что в советские годы английские "джентльмены" не шлялись по Союзу в поисках хорошеньких русских дурочек для украшения своего дома. Однако пока кубинский муж-военный летчик был обеспеченным, он её вполне устраивал, и так, со всем своим коммунистическим мировоззрением. Интересно, куда она побежит дальше, когда Англию тоже охватит экономический кризис?
Теперь я воочию убедилась в том, как живется женщинам на Кубе. Первое, что меня поразило в магазине сувениров, - это то, что здесь нет ни одной похабной пляжной "эротической" открытки, которыми полны прилавки всех курортных стран, от Испании, до Кюрасао. Здесь до сих пор умеют уважать женское достоинство и честь.
Живут до сих пор на Кубе другие русские женщины - выходившие замуж по любви, а не по паспорту мужа. И, несмотря на все заверения Вали в том, что к нам здесь теперь ужасно плохо относятся, на меня ни один кубинец, знавший, что я из России, даже взгляда косого не бросил. Наоборот, все жалели, что здесь мало русских туристов, и с удовольствием вспоминали своих русских друзей или годы, проведенные в нашей стране.

Меня везет по вечерней Гаване на такси "Коко" - особой, чисто кубинской разновидности мототакси, в котором пассажиры сидят за спиной водителя-мотоциклиста, накрытые желтой крышей в виде полусферы, глотая свежий приморский ветер - молодая задорная кубинка в военной кепке как у Фиделя Кастро, с копной развевающихся по ветру длинных черных волос. Мы объясняемся на смеси жестов и слов, но она никак не может найти тот адрес, который мне нужен. Вокруг уже совсем темно. Она без всякого страха подъезжает к первому попавшемуся строению и обращается к тамошнему сторожу молодому парню: "Компаньеро!" - "Товарищ!". Он объясняет ей, куда надо ехать, но она не знает этого района и просит его подъехать с нами и показать нам дорогу. Безо всякого страха, даже без тени сомнения в том, что с ней ничего не случится. Точно так же, как поступили бы мы при социализме.

А каким извращенным, боящимся других людей и ожидающим от них только гадостей стало наше сознание за годы "свободной жизни", хорошо показывает рассказ одной моей российской знакомой, впервые оказавшейся сейчас в Гаване.

"Я сидела на травке в скверике, ждала своих родственников, когда в скверик вдруг пришли двое: мужчина я женщина. Вдруг смотрю - мужчина начинает снимать брюки. Я думаю: "Е-мое, куда ж я попала! И куда бежать?". Смотрю - у него под брюками шорты. Ну ладно, думаю, может, ему жарко. Смотрю - а он и рубашку снимает, а под ней пузо голое. "Ой!" - думаю, - "Куда же все-таки бежать? Чем они сейчас будут заниматься?" Смотрю опять - а он маечку надевает. Ну, думаю, решил переодеться, зараза, наверное банк какой-нибудь грабанул! Имидж, сволочь, меняет. Смотрю - а он отдал женщине свою одежду, она села на травку, а он побежал трусцой по кругу Это он, оказывается, тренируется!"

А теперь представьте себе, что подумали бы вы на её месте? И намного ли отличались бы ваши мысли от её после годов "демократической" российской действительности?

Жизнь кубинской женщины нелегка: как когда-то и у нас при социализме, кубинка зачастую совмещает в себе функции работника на производстве и хозяйки по дому, без достаточной помощи по хозяйству со стороны мужчин. Но какова альтернатива этой жизни? Знает ли моя новая знакомая - бравая таксистка, что при современном капитализме она уже не сможет без страха ездить по ночным улицам своего родного города (наши российские таксисты - здоровые мужчины уже во многих местах не выходят в рейс без топора под сиденьем!)? Знает ли она, что её дорога в "свободном" обществе окажется не просто "от печки до порога", а от прилавка базара, где она будет торговать тем, что сделали где-то в другой стране, куда уйдут и все деньги, до борделя, в котором она будет за доллары, созданные на крови стольких народов мира, обслуживать "цивилизованных" жирных америкосов? Устраивает ли её такая альтернатива? Не думаю.

Ещё будучи в Ирландии, я познакомилась с кубинским послом в этой стране, членом ЦК кубинской компартии Терезитой Трухильё. Терезита - классический пример новой судьбы кубинской женщины при социализме. Мать троих детей, дипломат, политик, она успевает все. "Я побывала во многих странах Восточной Европы после так называемого крушения коммунизма", - рассказала мне она. "И то, что я там увидела, только ещё раз убедило меня в правильности выбранного нами пути. Возьмите, например, Болгарию: страна в развалинах. Она выглядит так, словно там прошла война. Страшная нищета - и никакого просвета, никакого света в конце туннеля. Никто не будет вкладывать деньги в эту экономику, и болгары не особенно тешат себя надеждами на это, хотя многие видят в этом нереальном решении единственную панацею от всех бед. А прежние рынки сбыта товаров - потеряны.
Смотришь на то, до чего дошли эти страны - и говоришь себе: у нас нет выбора. Просто нет. Мы должны продолжать то, что начато. Несмотря на все трудности, несмотря на все проблемы. Мы верим в возможность социалистического общества в одной стране - да и достойной человеческой жизни, а не прозябания, альтернативы у нас просто нет."

Я мысленно сравниваю увиденное на Кубе с далеко не самой бедной из стран региона - Нидерландскими Антиллами, где я жила когда-то - и соглашаюсь с Терезитой. Капиталистическая "альтернатива" - не просто та же ограниченность ресурсов, но и ещё большее неравенство в их распределении. И ни тебе бесплатной медицины, ни тебе бесплатного образования, плюс зверские цены на энергоносители и воду и полное отсутствие общественного транспорта. И только тюрьма называется здесь "Счастливое Будущее".

По мне, лучше класть асфальт, чем быть секс-рабыней. Меня не пугает стояние в очередях - по сравнению с перспективой глазеть в витрины полных магазинов вместе с моим голодным ребенком, не имея возможности купить для него то, что лежит там и гниет, из-за чьей-то "предприимчивой" жадности.

Я по-хорошему завидую кубинским компаньерас. Я только надеюсь, что они сами научатся ценить то, что у них есть - пока не будет поздно. Ведь дядя Сем затаенно ожидает гибели Кубинской Революции, потирая свои кровавые и грязные ручки.
"Мир не принадлежит бандитам и ковбоям!" - написала в своей автобиографии замечательная дочь американского народа Ассата Шакур о правящих кругах своей страны. Но дело за нами - доказать, что действительно не принадлежит, и поставить зарвавшегося дядю Сема на место. Пусть, выражаясь доступным его интеллектуальному уровню языком, он заткнет себе в задницу свою "свободу". Свободу грабить, угнетать, унижать и оболванивать всех нас.


Часть 3. "Пусть говорят..."

"...В решающие моменты истории великая Родина Ленина всегда была готова и будет готова впредь протянуть руку бескорыстный помощи революционный Кубе, как и Куба всегда готова сделать то же самое, и неоднократно доказывала это по отношению по всем, кто борется против империалистической агрессии, за социальный прогресс и мир."
(Владимир Шаталов, летчик-космонавт, дважды Герой CCСР, президент Общества советско-кубинской дружбы.)


... Я листаю страницы найденного в букинистическом магазине в Гаване альбома "Дружба - Амистад", изданного в 1978 году в Москве "Молодой Гвардией". С них смотрят на меня счастливые, полные задора и энтузиазма молодые лица моих соотечественников и их кубинских друзей. Непереносимо больно смотреть на них сегодня - и читать слова Владимира Шаталова, вспоминая недавнее ликование газеты "Известия" по поводу того, как обрадовало российское руководство своим недавним очередным ножом в спину революционной Кубе кубинских отщепенцев-иммигрантов в Майами. Стыдно. Стыдно до слез.

Информация к размышлению:
"Из-за продолжающейся десятилетиями американской блокады, при которой из этой страны запрещались поставки на Кубу всего, от таблетки аспирина до зернышка пшеницы, кубинская экономика потеряла десятки миллиардов долларов. И была вынуждена торговать с географически весьма удаленными странами. Блокада также ограничивает её возможности приобретения новых технологий... В 90-х годах Куба пострадала от экономических последствий внезапного разрыва её прочных экономических связей с бывшими социалистическими странами Европы, особенно с Советским Союзом.

Страна потеряла 85% своей внешней торговли, свои надежные источники энергоресурсов и практически весь свой кредит на развитие, И в то же самое время как раз драконовским образом усилилась американская блокада. Главные источники поставок сырья и запчастей для кубинской промышленности были практически полностью отрезаны, и кубинская промышленность практически остановилась, хотя негативный эффект этого на рабочую силу был смягчен благодаря усилиям социальной политики кубинского правительства. И все же, несмотря на все негативные прогнозы, Куба прочно стоит на ногах, благодаря патриотизму и техническим знаниям её народа, сохранила свою прекрасную бесплатную систему образования, здравоохранения и социального обеспечения, наряду с другими основными услугами.

В период, предшествовавший чрезвычайной ситуации начала 90-х годов, который на Кубе называют "особым периодом", более 90% страны было электрифицировано, была построена широкая сеть дорог, шоссе, железных дорог, аэропортов и морских портов, сотни дамб и ирригационных сооружений, и именно это помогло Кубе преодолеть стадию рецессии. В 1994-1995 годах наблюдался драматический упадок урожая сахарного тростника - из-за того, что страна перестала получать около 80% всех удобрений, гербицидов, горючего и сельскохозяйственной техники. В 1994 году страна достигла "экономического дна": её валовой национальный продукт достиг всего 0.7%. Однако уже к концу 1996 года ВНП вырос до 5%. С 1991 года наблюдается ежегодный рост туризма в 17%. В 1997 году этот рост составил 46%, а число туристов превысило 1,1 миллион."

Представьте себе, в каких условиях приходится выживать кубинскому социализму - как экономически, так и политически, под боком у мирового империалиста номер 1, фашистских Штатов Америки, которые постоянно бомбят даже и весьма удаленные от их границ непокорные страны; и послушайте речи Фиделя Кастро, с самого первого дня непрестанно выражающего самый решительный протест по поводу американского государственного терроризма в Афганистане - и посмотрите теперь на нашу с вами богатейшую в мире страну, у которой, в отличие от Острова Свободы, есть все необходимые природные и экономические ресурсы для успешного самостоятельного развития, и которая сдалась без боя на милость "сникерсам и памперсам", доведя наш народ до уровня существования населения где-нибудь в Гватемале или Гондурасе....

Нас продолжают заверять - и заблуждение это широко распространено в России, - что Куба и другие социалистические и развивающиеся страны "сидели у нас на шее". Сегодня у нас "на шее" сидят не только сбывающие на наш рынок продукты гораздо худшего качества, чем такие же наши отечественные, Турция и Китай, но и вся Западная Европа, и Соединенные Штаты, благодаря политике наших властей успешно наживающиеся на нас, уничтожившие нашу промышленность и прибирающие к рукам её остатки (как произошло, например, с фабрикой "Красный Октябрь") и выкачивающие из России за дармовые цены необходимое им сырьё, из-за которого они под надуманными предлогами развязывают все новые и новые войны.
И - о чем совершенно забывают упомянуть ярые противники интернационализма и солидарности, - на шее у всех нас сидит армия бездельников и паразитов от Березовского до Чубайса, которые "прожирают" гораздо больше, чем Весь народ Кубы вместе взятый.

Или вы предпочитаете кормить их, этих паразитов, россияне - только потому, что они "наши, отечественные"?

... Я иду по раскаленной солнцем гаванской улице Инфанта. На тротуаре сидят двое мужчин и азартно сражаются в шахматы. У них даже есть шахматные часы. Где ещё, в какой из так называемых "развитых" стран можно увидеть такое?

Книги в книжном магазине стоят дешевле, чем овощи и фрукты на базаре. Выбор - огромный, в том числе весьма серьезных и интересных монографий, которые у нас в России сегодня уже просто не издать, потому что они - "не коммерческие".

Сегодня на Кубе, в стране с населением в 11 миллионов человек, - 247 музеев, 53 театра, 350 библиотек, 123 художественных галереи, 354 книжных магазина и 278 домов культуры.

С 1959 года более 600000 человек получили высшее образование. В стране - 1114 детских садов, освободивших для работы 135000 кубинских матерей. Более 100000 взрослых кубинцев получает второе образование. На Кубе - 18,1 учителей на каждую тысячу населения и один доктор на каждые 175 человек (всего - 63483 врача, данные 1998 года). Расходы на образование составляют почти 10% годового бюджета.

На Кубе - одна из самых низких в мире детских смертностей (6,4 на каждую тысячу). Средняя продолжительность жизни кубинцев - 74,7 лет. Уже в первые месяцы жизни все кубинские дети получают прививки от 12 болезней (в то время как на Западе Билл Гейтс провозглашается чуть ли не благодетелем человечества, пожертвовав мизерную часть "своих" денег на прививки детям в Африке!). На маленькой Кубе - 6,7 больничных коек на тысячу кубинцев. Здесь практически нет наркомании, а число серопозитивных и больных СПИДом составляет всего около 1800 человек.
Кубинские ученые разработали потенциальную профилактическую вакцину против СПИДа, которая сейчас проходит стадию тестирования. Но даже после этого вряд ли эта вакцина поступит на мировые рынки - не дадут Соединенные Штаты. Уже сегодня Куба, например, является единственной в мире страной, успешно предотвращающей и излечивающей менингит. Однако Соединенные Штаты не позволяют Острову Свободы запатентовать и поставлять в другие страны созданные здесь медикаменты - и сотни тысяч людей в мире продолжают ежегодно умирать от менингита, в том числе и в "развитых странах".

Куба является мировой державой в области спорта. На последней летней Олимпиаде, например, она вошла в десятку стран, собравших наибольшее количество медалей, опередив Великобританию ("объективная и беспристрастная" Би-Би-Си сочла необходимым вырезать это из своих репортажей).

...А теперь представьте себе, как мог бы расцвести кубинский социализм, и насколько улучшилась бы жизнь кубинского народа, если бы не удушающая блокада янки и не предательство тех, кто, будучи лидерами комсомола и КПСС, всего 20 лет назад клялся в своей верности и нерушимости братской дружбы кубинскому народу...

...... Когда развалили Советский Союз, кубинцы придумали не только автобусы на грузовиках - "Камео", но и, например, "коллективные сады": что-то вроде подсобного хозяйства для городских жителей в пределах их же квартала, где выращивают овощи и фрукты для собственного потребления. В отличие от пытающихся выжить огородами и дачами нас, россиян, у кубинцев это - дело не частное, а коллективное.

Сегодняшнее экономическое положение на Кубе надо видеть в реальности, в контексте того, в каких объективных условиях находится эта маленькая страна, оставшаяся верной своим принципам и высоким идеалам. Страна, чьё руководство не покупается.

По сегодняшнему положению нельзя судить о потенциальных возможностях социалистической системы.

... Когда-то, в моем детстве была такой музыкальный испанский фильм с популярным в те годы певцом Рафаэлем в главной роли - "Пусть говорят". Пусть говорят, злорадствуя, что угодно, сегодняшние капиталистические СМИ, от "Вашингтон Пост" до "Известий".

Я вижу на Кубе ростки нового - ростки, которым со всех сторон, в том числе и на родной почве, грозят капиталистические сорняки, но они все равно упрямо пробиваются к солнцу.


Часть 4. Коммунисты другого типа.

...Вспомните, с каким цинизмом относились мы в начале перестройки, а многие из нас - и задолго до неё к нашим "верным слугам народа" - партийной номенклатуре КПСС. "Все для блага человека, все во имя человека... Чукча видел этого человека!", как говорилось в старом анекдоте.

С детства наблюдавшим за тем, как "фарцуют" иностранными "шмотками" члены горкомов и райкомов ВЛКСМ, нам трудно поверить, что у власти в любой стране могут в наше время быть такие аскеты, каким был, например, нарком продовольствия Цурюпа, падавший в голодные обмороки.

Именно с таким отношением к партийным работникам ехала на Кубу и я. До тех пор, пока не познакомилась ними и их жизнью сама.

... Я - в здании цК Кубинской компартии. Нет здесь никакой вооруженной до зубов охраны, люди просто одеты, нет у них и гонора, свойственного в наших руководящих учреждениях даже вахтерам. Я беседую с Ноэлем Каррильo - члeном цК, который, судя по всему, ненамного старше меня самой (30 с чем-то). Ноэль извиняется за то, что в комнате, в которой мы вcтречаемся, не работает кондиционер.

"Вы, наверно, знаете, что недавно по нашему острову прошёл ураган. Особенно сильно досталось центральной части страны. Там были выведены из строя все электрические сети. Сейчас часть из них восстановлена, но мы в цК отключили все кондиционеры с целью сбережения электроэнергии для этой части страны. Так же делается и во всех других госучреждениях".

Ноэль рассказывает о себе. Он говорит по-русски, когда-то, ещё в начале 80-х учился в Москве в Высшей Комсомольской Школе. Со смехом вспоминает, как когда-то учился ходить по снегу и льду. Теперь он - член Центрального Комитета компартии Кубы.

"Когда-то, ещё в середине 80-х годов, когда у вас началась перестройка, Фидель в одной из своих речей сказал о том, что может случиться такое, что Советского Союза не будет, и что мы должны быть готовы к этому и к тому, чтобы продолжать свое революционное дело в новых условиях. Ему никто не верил, народ между собой поговаривал о том, что вот, мол, куда хватил наш лидер! Не может быть такого, чтобы не было Советского Союза! А теперь мы видим, как он был прав, и как хорошо, что мы все-таки оказались морально готовы к этому.... Не сразу, конечно, оказались. В начале 90-х годов, сразу после развала CCСР, у нас царило ужасно пессимистическое настроение. Но мы прошли через это - и сегодня верим в свои силы!"

Разговаривая с Ноэлем, я увидела перед собой коммуниста другого типа.

Другого, чем разъевшиеся на государственных хлебах члены горкомов и обкомов нашего бывшего КПСС.

Кубинской революции - 40 с лишним лет, а члены кубинского ЦК по-прежнему ездят на работу на рейсовых автобусах. И не с показательно-популистскими целями, как когда-то Ельцин в Москве: просто такая у них жизнь. Ноэль до сих пор живет с женой и дочкой в одной квартире с тещей и тестем и сейчас временно переселился в квартиpу своих друзей - кубинских дипломатов, уехавших за границу. "Мои друзья очень добрые - они даже разрешили мне пользоваться их холодильником!"- говорит Ноэль. Денег они с него не берут: на Кубе это до сих пор не принято. Как не принято и брать плату с тех, кого подвозишь по дороге на своей машине: многие кубинцы голосуют на дорогах, и ни пассажиры, ни водители не боятся друг друга.

Кстати, проживают члены ЦК не в "элитных" домах, а в обыкновенных кубинских "хрущевках", почти за пределами Гаваны, и на работу ездят оттуда вместе со всеми. А многих из работников ЦК развозят после работы по домам желтые автобусы - совершенно такие же, как для школьников.

(Вспомните теперь наших партийных лидеров, с их "Волгами", "Чайками" и "ЗИЛами" и персональными шоферами...)

И делается это кубинскими коммунистами не потому, что у страны совершенно нет средств - здесь тоже есть маленькая прослойка "новых кубинцев", которые изо всех сил строят что-то из себя, заводя дорогих породистых собак и скупая все мороженое мясо в долларовых магазинах, - а потому, что у них, в отличие от наших "коммунистов горбачевского типа", eсть принципы.

Любое общество несовершенно. Особенно когда приходится жить и бороться в таких условиях, в такой контрреволюционный период всемирной истории. По необходимости в кубинскую экономику был ограниченно допущен доллар. Однако я заметила, что государство, в отличие от нашего, держит ситуацию под строгим контролем: покупать на доллары кубинцы могут только по предъявлению удостоверения личности, число столиков в частных ресторанах ограничено.
"У нас много трудностей, но мы этого не отрицаем. Многое мы переняли от вас, - смеется Ноэль, - В том числе, например, бюрократизм. Но многое мы изобрели и сами. Главное - не терять из виду наших целей и - социальная справедливость. Да, у нас сейчас карточная система, но зато каждый ребёнок получает литр молока в день. Все без исключения".

Я говорю Ноэлю о том, что мне так бросилось в глаза на Кубе: детям так нравится в школе, что никто не спешит домой после уроков; я ни разу не видела на улицах Гаваны плачущего ребёнка - только счастливые, смеющиеся детские лица; улицы Гаваны поражают своей чистотой по сравнению с другими крупными городами мира; что люди здесь постоянно чем- то заняты: стригут газоны, прокладывают новые трубы... Все вокруг буквально светится от ухоженности - даже при финансовых трудностях и нехватке краски для домов.

"Даже сейчас, в нелегких экономических условиях, в провинции Гуантанамо продолжается работа по завершению 100% электрификации страны!"- с гордостью подтверждает Ноэль. Говорим мы и об успехах кубинского спорта: на всех мировых чемпионатах этого года вместе взятых Куба завоевала количество медалей, позволившее ей занять 8-е место в мире, обойдя многие из ведущих западноевропейских капиталистических стран.

"Даже по сравнению с Китаем, где живет миллиард человек, мы, 11-миллионная кубинская нация, завоевали только на 4 медали меньше".

Говоря с Ноэлем, я вспоминаю невольно другую страну региона, где я жила когда-то - остров Кюрасао, Нидерландские Антилы. Далеко не самый бедный остров региона, кстати: на него стремятся иммигрировать гаитяне, жители Доминиканской республики и даже колумбийцы. В чем-то он похож на Кубу, однако нет там ни бесплатного медицинского обслуживания, ни бесплатного образования, ни условий, позволяющих людям выжить, если они потеряли работу. Вот и тянутся тысячи антильцев каждый год в Нидерланды, где их встречают с расистскими предубеждениями и ненавистью, а их дома скупают за бесценок богатые "макамба" - голландцы-колонизаторы... А для того, чтобы сделать вид, что что-то делается для коренного населения, голландское правительство лицемерно провозглащает "схему репатриaции", при которой каждому антильцу, умудрившемуся найти работу дома и решившему вернуться из Нидерландов, будет выдаваться 16.000 гульденов на семью. Неясно только, как найти эту работу, - если новые рабочие места на Кюрасао не создаются, а если и создаются, то зачастую распределяются ещё в самих Нидерландах "среди белых"...

Как может человек в здравом уме и трезвой памяти добровольно хотеть такой жизни?

Беда в том, что некоторые кубинцы думают - как думали в своё время и многие россияне, - что их СМИ лгут, рассказывая о капиталистической действительности. Тем более когда на остров 24 часа в сутки вещает сладенькие сказочки "Си-Эне-Эне ан Эспаньoл"...Цену этим сказочкам мы, россияне, как и другие жители восточноевропейских стран, теперь уже хорошо знаем.

"Некоторые кубинцы думают, что стоит только ввести капитализм - и мы будем жить как в Америке", - говорит Ноэль. - "В реальности, конечно же, это не так. Гаити - более подходящий пример того, что ждет нас при капитализме".

Да и в Америке, ограбившей и продолжающей грабить весь мир так же нагло, как это когда-то делали её предшественники - британские, французские, голландские, испанские колонизаторы, далеко не всем так хорошо живется, как это пытаются представить "Розовые очки Америки" - гнуснопрославленная Си-Эн-Эн.

И как может удовлетворить всесторонне развитую личность- которых, к сожалению для мирового капитализма, все-таки стало уже так много в мире при социализме - эгоистичная, животно-желудочно примитивная "американская мечта"? "Время обеда - святое время для идиотов" - как здорово подметил мой любимый писатель Кир Булычев...

Всесторонне развитых личностей гораздо больше привлекает к себе романтический образ Че Гевары и Фиделя Кастро. И они стремятся на Кубу изо всех уголков мира, стремятся увидеть это живое чудо, которое теплится в отдаленном уголке земного шара, как огонь, поддерживаемый Прометеем для спасения всего человечества от бездушной ледяной зимы капитализма с хрустальными сосульками его сверкающих витрин, которые на поверку тают в ваших руках...

Хорошо, что есть на свете коммунисты другого типа, чем те, кто предал своих товарищей, решив, что отныне он - "господин", а на самом деле превратившись в последнего холопа у дверей заморских Змеев Горынычей.

Хорошо, что есть такой остров - Остров Свободы, чьи коммунисты не покупаются.


Часть 5. Говорит "Радио Гавана"...

...Кубинские программы новостей телевидения, если говорить честно, растрогали меня почти до слез. И я не стесняюсь этого. Столько лет мне не приходилось уже видеть на голубом экране людей труда, их достижения, заботы и радости! Вместо этого меня пичкают "новостями" о миллионных зарплатах каких-то футбольных тренеров (почему меня должно интересовать содержание чужого кошелька?); о "демократических" бомбардировках самой бедной нации в мире самой богатой, причем первая ещё, как получается из этих новостей, должна быть благодарна последней за это; сплетнями из жизни пустых, как трехлитровая банка из-под огурцов, кинозвезд, да ещё повторяющимися каждый час - видимо, по методу Леднева из "Большой перемены", чтобы "наматывалось на корочку" (не дождетесь!).
Лейтмотивом через все эти новости проходит мысль, что другой жизни "нет и быть не может".

Может, господа хорошие! Да ещё как может.

Путеводители по Кубе, выпущенные западными издательствами, пытаясь искать негативное даже в позитивном - в стране, которая посмела жить не по их правилам, - подчеркивают, например, что туристы обязаны своей практически полной безопасностью на Кубе... "огромному количеству полицейских на улицах". Что-то не помогает огромное количество имеющих право открывать огонь на поражение полицейских на улицах снижению преступности в Соединенных Штатах Америки... А? Или наличие такого числа "вооруженных и очень опасных" милиционеров и спецназовцев на улицах российских - по сравнению с невооруженными нашими советскими дядями степами и анискиными, которых все знали и уважали? Теперь же отношение к милиции у нас в России стало таким, что я сама была свидетельницей того, как от милицейской машины, застрявшей в яме на дороге, отворачивались все проходившие мимо люди. А о количестве находимых каждую ночь на улицах моего родного города неопознанных трупов мне рассказал мой бывший одноклассник, который теперь работает в морге... Всего 20 лет назад даже одно убийство в год было в нашем городе невероятным ЧП, шокировавшим весь город...

Дело не в полицейских, господа хорошие. Дело - в людях.

"Разруха - не в сортирах, разруха - в головах", как говаривал Михаил Булгаков.
"На Кубе нет такого уличного воровства, как в других странах, потому что если кто-то что-то украдет, допустим, у туриста на улице, за ним сразу побегут все, вся улица, не только полицейские, но весь народ", - рассказывает мне проведший долгое время на острове председатель белфастского отделения Ирландского общества солидарности с Кубой Дуглас Хамильтон.

Так же, как еще совсем недавно было и у нас. Так же, как я до сих пор веду себя, если вижу кого-то в беде.

В западном же "свободном" (очевидно, от совести и от ответственности за свои поступки!) обществе людей с самого детства воспитывают: не сопротивляйся, если тебя кто-то грабит; отдай кошелек, жизнь дороже; если видишь, что нападают ещё на кого-то, вызови полицию, а сам не вмешивайся...

Не приходится после этого удивляться, что преступники здесь "почувствовали свою силу". Точно так же учат и нас в современной России, воспитывая поколение, без принципов, без чувства справедливости и необходимости бороться за неё, без чувства собственного достоинства.

Такими людьми легче управлять. И дело не только в том, что преступность выгодна правящим мира сего как средство запугивания и разобщения граждан и оправдания наличия гигантского репрессивного аппарата. Дело ещё и в том, что на примере преступности воспитывается общее отношение населения к тому, когда его грабят и наступают на его права: сиди и не рыпайся, а то будет хуже; главное - сохранить свою "премудро-пескарью" жизнь... Неважно, грабит ли тебя бандит на улице или твой "хозяин" на работе.

Людям, воспитанным так с детства, практически невозможно понять, почему на Кубе нет такой преступности, как у них, и они начинают пытаться объяснить это с точки зрения своего куриного мировоззрения: "преступности нет потому, что некого грабить" и т.п. ... Если грабить и некого, то только потому, что никто не ограбил этих людей так, как, в первую очередь, грабят их ежедневно, из года в год, "предприимчивые" мира сего в ваших странах!

То, что показывают в западных и в сделанных по западному стилю новостях - не реальная жизнь. И не нормальные люди. Мне гораздо отраднее видеть, как восстанавливаются электрические сети на Кубе после урагана, и как устанавливает новый мировой рекорд в прыжках в высоту кубинский атлет Сотомайор, которого пытались переманить в Соединенные Штаты и в другие страны гигантскими суммами, но который (в отличие от продажной хорошенькой бездарности Анны Курниковой, которая скоро окончательно забудет свой родной язык, так, кстати, и не научившись играть в теннис) не продается и не покупается...

Оказавшись на Кубе, я, естественно, захотела познакомиться со своими коллегами-журналистами. С языковым барьером это было не так-то легко, но на помощь мне пришло "Pадио Прогрессо", в котором есть и международное отделение: Куба ведет вещание на различных языках на страны Карибского бассейна и обе Америки.
На гаванском радио я познакомилась с ирландской журналисткой Берни Двайeр и со многими другими иностранными журналистами, которые, покинув привычные условия в родных странах, решили посвятить свою жизнь Кубе: англичанами, американцами, даже антильцами с Кюрасао.

Берни - одна из немногих ирландцев в кубинской столице. По подcчетам Дугласа Хамильтона, ирландцев здесь не более 8-10 человек. Берни много лет ездила на Кубу в составе бригад солидарности, а потом встретила здесь своего нынешнего супруга - режиссера кубинского телевидения Роберто Руисa - и осталась насовсем. В Ирландии она читала лекции по женскому движению и истории феминизма, здесь - ведет англоязычные программы, которые транслируются, среди прочего, и на Соединенные Штаты Америки, где у неё уже есть постоянные слушатели и поклонники, выражающие ей своё мнение о её работе с помощью многочисленных одобрительных электронных писем. Жизнь на Кубе её вполне устраивает, как и очень скромная (по сравнению с Ирландией) зарплата. "Зато мне предоставили бесплатную квартиру", - говорит она. Как и многим кубинцам.

В отличие от них, Берни, как иностранная гражданка, не снабжается по карточкам. Иногда с этим связаны некоторые житейские трудности: например, в долларовых супермаркетах нет яиц, потому что их не дадут в свободную продажу там, пока не обеспечат всех собственных граждан по системе распределения продуктов. Но из любого положения всегда есть выход, когда человек человеку - друг, товарищ и брат, а не волк, и одна из кубинских соседок принесла ей яйца в ответ на оказанную когда-то давно другую услугу...

Такие вещи волнуют Берни меньше всего. Она наслаждается возможностью посещать почти бесплатно театры, концерты, кинотеатры (как раз в это время в Гаване проводился очередной фестиваль латиноамериканских фильмов, и было таким освежающим наконец-то увидеть на экранах нормальные человеческие фильмы, а не идиотские американские боевики!).

Под стать ей и её коллеги по работе. В международном издании газеты "Гранма" вот уже несколько лет работает приехавшая на Кубу 7 лет назад, в самое трудное для Острова Свободы время, англичанка Энджи, лучшая подруга Берни. Она переводит на английский язык различные публикации. Глядя на неё и разговаривая с ней, я невольно мысленно сравниваю её со своей соотечественницей, сбежавшей с Кубы тогда же, когда Энджи покинула ради "бедной" Кубы "богатую" Англию, Валей, и мне вспоминается пословица о крысах, бегущих с корабля... Вот только корабль этот не тонет, а упорно плывет дальше, залатав порванные бурей истории паруса. Крысы просчитались...

Юджин (или Эжен, как его называют на его родном острове Кюрасао) Годфрид встречает меня как землячку: я некоторое время жила на Кюрасао и говорю на его родном языке. Юджин - журналист-полиглот: как и большинство жителей Кюрасао, он говорит на нескольких языках. Но, кроме испанского, английского и голландского, Юджин знает ещё и французский, и немецкий, и ещё бог весть сколько языков. Мы разговариваем на папиаменто - к нашей общей радости, ибо возможность пообщаться на нем как в Ирландии, так и на Кубе, представляется нечасто... Юджин приглашает меня принять участие в его шоу "Карибская мозаика". Оно идет на английском языке, но мы тут же переходим и на другие языки, которые мы знаем. Юджин лет 15 назад побывал в Москве и знает несколько фраз на русском...
Отрадно видеть, какие честные, принципиальные и профессиональные журналисты со всего мира работают здесь.

Как кубинское радио, так и кубинская пресса выполняют благородную миссию, борясь с тем морем лжи и клеветы, которое распространяется в мире буржуазными СМИ об Острове Свободы. Находясь здесь, я вспоминаю те возмутительные выдумки, которые регулярно пишет о Кубе, например, ирландская пресса.

Примечательно, что, сколько бы раз ни выступали с письмами опровержения в данные газеты участники движения ирландской солидарности с Кубой, ни одно из их этих писем никогда не было опубликовано "свободной" прессой, а ирландские журналисты, написавшие вышеупомянутые "опусы", даже отказались встретиться с теми, кто аргументировано их опровергал. Потому что нечего им сказать на это.
Под стать им и наша российская пресса, утверждающая, например, что на Кубе наблюдались массовые антирусские выступления после недавнего катастрофического прежде всего для самой России решения российских правителей об одностороннем разрыве договора с Кубой о базе в Лурдесе. Никаких антирусских выступлений, даже антирусских чувств я здесь не ощутила. Кубинцы достаточно умны, чтобы понимать, что это решение вовсе не является выражением воли российского народа. Как говорил когда-то знаменитый революционер Камо, "не я, мама, плохой - царь плохой"...

Конечно, услышит и прочитает эту правду только тот, кто хочет её знать. Многие - не хотят. Так спокойней для совести и для мозгов, которыми можно не думать. Но для тех, кто может и хочет думать, кубинские СМИ представляют собой неоценимый источник информации о том, что в действительности происходит на острове, который и по сей день представляет собой не исторический резерват, а творческую лабораторию социализма.

COMMUNIST.RU № 19
Автор: И. Маленко

 

Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz