Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

Наша библиотека

МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
НАЗАД ДАЛЕЕ

3. ОРГАНИЧЕСКИЙ КРИЗИС.

1. Скептицизм в отношении политики и политиков.

514. Левые переживают также и органический кризис. Нынешняя структура и практика левых партий не делает их привлекательными, особенно для молодежи. Существует расхождение между их структурами, обычаями, традициями и политическими манерами - и требованиями, которые реальность предъявляет политическому активисту, имеющему народный, социалистический характер, в процессе существенного обновления (К.Альмейда).

515. Этот кризис проходит на фоне нарастающего народного скептицизма в отношении политики и политиков. Люди сыты по горло темной и коррумпированной практикой партий, не желают слышать послания, остающиеся только словами, не превращающимися в дела. Они хотят единства слова и дела.

2. Почему левые не могут обойтись без политической организации.

516. Это отторжение политики и политиков не слишком страшно правым, но левым - другое дело. Правые вполне могут обойтись без политических партий, как они уже показали в период диктатур, но левые - в той мере, в какой они стремятся качественно изменить общество, - не могут обойтись без организующего субъекта - политического инструмента - будь то партия, политический фронт или иная формула.

517. Причина тому двойная: во-первых, потому что трансформация не происходит спонтанно, идеи и ценности, преобладающие в капиталистическом обществе - которые объясняют и оправдывают существующий порядок - охватывают все общество и влияют весьма специфически на сектора общества, лишенные теоретического оружия для критической оценки действительности.

518. Во-вторых, - поскольку мы должны победить гораздо более могущественные силы, которые противятся этим преобразованиям, и это невозможно без политической инстанции, формулирующей предложения, способные объединить единой волей миллионы людей, т.е. объединяющей и формирующей инстанции.

1) ЭФФЕКТЫ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ.

519. Касательно первого пункта вспомним, что головы людские формируются исторически и что через эти головы - где в той или иной степени присутствует буржуазная идеология - прочитывается опыт. Это особенно существенно для наименее теоретически образованных слоев, для которых затруднено критическое восприятие. Одно из лучших доказательств этого - то, что в Латинской Америке наиболее обездоленные слои нередко голосуют за крайне правых.

520. Поэтому таким людям надо предоставить иные знания и опыт, которые позволят им изменить мировоззрение, понять глубинные причины эксплуатации и возможные пути освобождения от нее.

521. Это, впрочем, не означает, что народные массы в определенных условиях не способны проснуться и разглядеть подлинные интересы иных социальных групп.

522. Ленин подчеркивал, всего за месяц до Октября, после февральской революции: Каждая революция означает резкий поворот в жизни огромных масс народа... И, так как поворот в жизни любого индивидуума многому его учит и дает большой опыт и сильные эмоции, революция дает всему народу в короткое время богатые и ценные познания.

523. Во время революции миллионы людей за неделю учатся большему, чем за год обычной сонной жизни. Потому что на этих крутых жизненных виражах всего народа с особой ясностью видно, какие цели преследуют различные классы, какую имеют они силу и какие методы используют.

524. Тем не менее, видение того, что революция учит больше, чем любая книга или выставка, не привело Ленина к мысли, что поэтому надо впасть в “базизм” (упование лишь на самодеятельность “базы” - низов) и отказаться от идеологической работы с населением. Напротив, констатировав по возвращении из эмиграции доверие, питаемое народом к буржуазному правительству, порожденному победоносной февральской революцией, и давшему широкие политические свободы, характеризовавшие момент, Ленин считает задачей момента разъяснительную работу в массах о подлинно антинародном характере этого псевдореволюционного правительства. В противоположность тем, кто считает это задачей второстепенной, он настаивает, что это есть революционная работа в высшей степени практическая, потому что невозможно подталкивать революцию, которая “увязла” не из-за внешних препятствий, не потому, что буржуазия применяет против нее насилие... а из-за неразумения народа.

525. Отсюда необходимость терпеливо разъяснять, что чаяния мира, хлеба, земли и свободы смогут реализоваться лишь тогда, когда станет понятно - не по книгам, а на собственном опыте - что это станет возможно лишь тогда, когда рабочие и крестьяне возьмут власть, т.е. когда она перейдет к Советам.

526. Т.о., поскольку массы верили в новое буржуазное правительство, было неверно - с тактической точки зрения - бросать лозунг “Долой временное правительство!”, справедливый с теоретической точки зрения ввиду классовой характеристики этого правительства, но которого никто не понял бы и который послужил бы только изоляции большевиков от остального народа.

527. Нельзя действовать поверх народа, - настаивал Ленин. - Только мечтатели или заговорщики верят, что меньшинство может навязать свою волю большинству. Так думал французский революционер Бланки, и ошибался. Когда большинство народа не хочет брать власть в свои руки, поскольку еще не понимает ситуацию, меньшинство, каким бы революционным и разумным оно ни было, не может навязать свои желания... (Эта идея важности практики совместно с теоретической разъяснительной работой дана Лениным уже в его работе “Что делать?”: У передовых рабочих должно формироваться ясное представление об экономической природе и социально-политическом лице помещика и священника, сановника и крестьянина, студента и бродяги; знать их сильные и слабые стороны, уметь ориентироваться в обычной фразеологии и различных софизмах, которыми каждый класс и слой прикрывает свои эгоистические аппетиты и истинную “природу”; уметь различать, какие учреждения и законы отражают те или иные интересы и как они их отражают. Но это “ясное представление” не может быть получено из книг, а лишь из реальности, из заявлений, звучащих в критические моменты происходящего - о том, о чем все говорят или бормочут, о том, что раскрывается в определенных событиях, статистиках, судебных приговорах и т.д. и т.п. Эти политические заявления, охватывающие все аспекты жизни - необходимое фундаментальное условие для обучения масс революционной активности.)

528. Именно понимание необходимости диалектически сочетать разъяснительную работу и практический опыт позволили большевикам повести процесс. Разъяснительная работа сама по себе не могла изменить умы, но и практическое обучение само по себе тоже не могло создать движение, которое позволило бы объединить все располагаемые силы для общего удара в едином направлении. Когда народ убедился на практике, что это временное правительство есть буржуазное, продолжающее войну, и что от него народ не получает ни мира, ни хлеба, ни земли - как и предупреждали большевики - большевики смогли завоевать авторитет, большинство в Советах, и повести народ на революцию.

529. Но учит не только революционная практика, учит и революционный опыт других народов. Поэтому положение трудящихся Латинской Америки не то же, что русских в 1902. Не только технологический прогресс и сокращение рабочей недели привели к уменьшению “износа” рабочей силы, но также появилась для трудящихся возможность учиться и познавать конкретные социалистические опыты других стран, демонстрирующие на практике, что могут построить трудящиеся, когда завоевывают власть.

530. Следует различать знание прямое и непрямое, которое может иметь политическое действующее лицо. Есть один тип знаний, к которому может иметь доступ пролетариат и в целом эксплуатируемые классы (народный субъект), как следствие столкновений, в которых он участвует, и потому важно, чтобы революционеры исходили из социального и исторического опыта, накопленного народом - в том, что касается идей, ценностей, концепций, организационных форм и стиля работы; но есть и другой тип знаний, который невозможно получить напрямую. Для народных масс весьма трудно самостоятельно проводить глобальную оценку условий классовой борьбы в своей стране и на мировом уровне.

531. В этой теме следует избегать двух крайностей - авангардизма и базизма. Авангардизм рассматривает политическую инстанцию (партию) как единственную, способную познать истину - тезис “просвещенного” авангарда: партия есть знание и умение, а массы есть отсталый сектор - базируется на упрощенной интерпретации классического тезиса Каутского относительно необходимости слияния марксистской теории с рабочим движением. (Ленин цитировал Каутского в 1902: Современная экономическая наука составляет предпосылку социалистического производства, как и современная техника, но пролетариат, как бы он ни хотел, не может сам по себе их создать, они возникают из современного социального процесса. Не пролетариат носитель науки, а буржуазная интеллигенция: современный социализм возник именно в умах некоторых ее представителей, посвятивших свои жизни защите угнетенных, и они передали его наиболее развитым рабочим; те, в свою очередь, привнесли его в классовую борьбу там, где условия это позволяют. Т.о. социалистическое знание внесено извне в классовую борьбу пролетариата, а не возникло спонтанно в его среде.) Авангардизм в отношениях партии и масс вносит изрядную дозу авторитаризма, вертикализма. Базизм впадает в другую крайность, переоценивая потенциал движения, предоставленного самому себе; полагает, что движение может обойтись без объединяющей и связующей инстанции, и это ведет к отрицанию партий и политиков, зачастую подливая воду на мельницу раскола народного движения. (В то же время можно отметить, что в некоторых случаях партия может возникнуть из самого движения. Так возникла БПТ в Бразилии).

2) ЕДИНАЯ ВОЛЯ.

532. Во-вторых, политическая организация необходима, потому что мы должны быть способны победить много более могущественные силы, противящиеся преобразованиям, за которые мы боремся, и это невозможно без инстанции, формулирующей предложения, способные соединить воедино волю миллионов людей.

533. История многочисленных народных возмущений в ХХ веке убедительно демонстрирует, что одной творческой инициативы масс еще недостаточно для победы над господствующим режимом. Весна 1968-го во Франции - один из подтверждающих это примеров. Другие, более близкие по времени и пространству случаи - восстания на Гаити в 1987 и 1988, социальные взрывы, происходившие в Аргентине и Венесуэле, где городская беднота поднималась без ясной цели и штурмовала супермаркеты, и если эти взрывы не распространились на всю страну - то потому, что были быстро загашены. Они показывают, что может произойти в гораздо больших масштабах, если не будет разрешена проблема растущей массовой нищеты народа. И наконец - борьба больших масс панамцев, героически противостоявших вторжению американских войск, но они не могли сражаться эффективно, поскольку не имели революционного политического руководства.

534. Несмотря на размах и боевитость, эти выступления не смогли достичь цели, как потому, что не были способны провозгласить альтернативную программу, отвечающую чаяниям различных отрядов эксплуатируемых и угнетенных масс, т.е. общенациональную программу движения к социальным преобразованиям, так и из-за недостатка организованности, что не позволило достичь требуемой централизации сил, необходимой для свержения централизованной власти с мощными репрессивными аппаратами, предназначенными для внутренней войны.
535. История победивших революций, напротив, ярко показывает, чего можно достичь при наличии объединяющей политической инстанции, способной концентрировать усилия на наиболее слабом звене цепи противника.
536. Эта инстанция, как говаривал Троцкий - поршень, который сжимает пар в решающий момент и, не позволяя ему рассеиваться, превращает его в движущую силу локомотива.
537. Ленин дал блестящий пример такой инстанции: современная армия. Ее организация гибка и способна в одно и то же время объединять единой волей миллионы людей. Сегодня эти миллионы дома, по всем углам страны. Завтра, когда объявят мобилизацию, они сойдутся в назначенных пунктах. Сегодня они проявляют чудеса героизма в бою. Сегодня они поводят месяцы в траншеях. Завтра приказ бросит их в атаку. Сегодня они совершают чудеса, укрываясь от пуль и снарядов. Завтра покажут чудеса в открытом бою. Сегодня их саперы закладывают мины, а завтра войска продвинутся на десятки верст, следуя данным аэроразведки. Это то, что называется организацией, когда во имя одной цели миллионы людей, объединенные общей волей, изменяют формы своих отношений и действий, изменяют места и методы действий, меняют оружие и инструменты в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями борьбы.
538. Чтобы политическая борьба была эффективной, чтобы акции протеста, сопротивления, борьбы народного движения достигали своих целей в борьбе с системой, нужен организующий субъект, способный ориентировать и объединять многочисленные спонтанно возникающие усилия для проведения новых акций. Перефразируя Ленина, если сегодня нет условий для перехода к наиболее радикальным формам борьбы и тебе дают избирательный бюллетень - возьми его и научись использовать его как оружие для накопления сил, координируй это с борьбой масс, с усилиями по просвещению народа, а не для укрепления системы. Если завтра враги у тебя отнимут этот бюллетень и перестанут уважать демократические нормы, поскольку они помешали им контролировать рост народного движения - измени форму борьбы, перейди к более радикальным средствам, ответь на реакционное насилие, покажи, что ты не раб, но свободный человек, способный ответить на ситуацию, навязанную тебе против твоей воли. Готовься к новым формам организации в новых обстоятельствах.
539. Твердое организационное единство не только дает объективную возможность действовать; она создает внутренний климат, делающий возможным энергичное вмешательство в события и использование возможностей, которые они предоставляют. Следует помнить, что в политике надо не только иметь разум, но и иметь его вовремя, вместе со способностью реализовать поставленную цель.
540. Наоборот, сознание отсутствия твердой организации, неуверенность в способности реализовать принятые решения из-за недостатка дисциплины, влияет негативно, парализующе.

3. Копия большевистской модели.
541. Признавая важность политической организации (я имею в виду партии. военно-политические организации и политические фронты) для достижения целей социальных перемен, левые, тем не менее, очень мало сделали адекватного нынешним временам в практическом плане.
542. Долгое время это было во многом связано с некритическим копированием модели большевиков, с игнорированием того, что говорил о таких вещах сам Ленин.

- ПАРТИЯ-ИНСТРУМЕНТ ПО ЛЕНИНУ.
543. Ленин прекрасно понимал, что нельзя создать универсальную формулу, поскольку всегда понимал партию, как политический субъект социального преобразования, инструмент политического руководства классовой борьбой масс, и поэтому считал, что органическая структура должна быть адекватна реальности каждой страны и изменяться в соответствии с конкретными требованиями борьбы.
544. Т.о. организационные вопросы - не самоцель, но инструмент, позволяющий наиболее эффективно реализовать организующие действия, необходимые для объединения борющихся масс и руководства ими в их борьбе, которая в наших странах направлена не только против местных господ, но и против поддерживающего их империализма.
545. Следует вспомнить, что Ленин делал различие между моментом формирования партии или революционной организации, где готовятся руководящие кадры, и моментом, когда приходит реальная способность руководства классовой борьбой.
546. В отношении типа организации, которую надо создавать, надо иметь в виду характеристики каждой страны.
547. С момента первых попыток создания революционной партии Ленин понимал, что нет речи об универсальной формуле, поскольку уже существуют формулы других стран. Европейская социал-демократия, функционировавшая при буржуазно-демократическом режиме, организовала сильные легальные партии, участвующие в выборных компаниях. Ясно, что их характеристики нельзя было автоматически перенести на царскую Россию, режим которой исключал всякую открытую революционную политическую организацию. Что тогда делать, чтобы создать в России - стране, где существовало терроризирующее государство и рабочий класс был в меньшинстве, но сильно концентрирован и боевит - революционную партию? Согласно Ленину, надо было идти навстречу спонтанному движению народных слоев, точнее - фабричного пролетариата, создать адекватную условиям страны организацию этого движения. Он также добавлял: История социализма и демократии Западной Европы, история русского рабочего движения, опыт нашего рабочего движения - вот материал, откуда мы должны черпать данные для создания эффективной организации и тактики для нашей партии. Но надо осмысливать это независимо, т.к. нам негде взять готовые модели. Чужие модели не годились, т.к. русское рабочее движение развивалось в совсем иных условиях, чем западноевропейское. Также нельзя было использовать модели старых традиционных русских партий, хотя и следовало взять их опыт революционной техники и конспирации.
549. Эти ленинские идеи были ратифицированы на 3-м Конгрессе Коминтерна в 1921, где было сказано, что не может быть единой и абсолютной формы, годной для всех компартий. Условия борьбы пролетариата постоянно меняются и в соответствии с этими изменениями авангардные организации пролетариата также постоянно ищут новые формы. Исторические особенности каждой страны определяют, в свою очередь, особые формы организации различных партий. (Доклад о структуре, методах и деятельности компартий)
550. Эти формулировки исходили из двух положений: 1) речь шла о партиях рабочего класса, 2) для принадлежности к Коминтерну каждая входящая партия должна была именоваться коммунистической партией. Эти положения применялись весьма догматически латиноамериканской секцией Коминтерна, чье влияние было очень вредно. Ее руководство стремилось приложить уже выработанные формулы к Третьему Миру, не дифференцируя их, не зная специфики континента и различных его стран. Не ходя далеко, вспомним, с какими проблемами столкнулся Мариатеги, не подчинившись решению Коминтерна о названии рабочей партии, которую он основал и назвал Социалистической, а не Коммунистической, что требовалось в Коминтерне.
551. Под влиянием Коминтерна тенденцией в компартиях и военно-политических организациях было копирование большевистской модели, со всеми сталинскими деформациями, превращая этим инструмент в цель.


- ТО, ЧТО УСТАРЕЛО
552. Некритическое применение ленинской модели привело к созданию в Латинской Америке мощных организаций, считавших себя носителями истины, функционировавших на военный манер, провозглашавших себя рабочими партиями, хотя часто большинство их кадров происходило из других слоев общества, которые провозглашали себя единственным авангардом со всеми вытекающими последствиями - сектантством, догматизмом, гегемонизмом и вертикализмом. Эта модель представляется окончательно устаревшей. Люди, готовые бороться за глубокие социальные изменения, все меньше желают состоять в подобных организациях.
553. С другой стороны, забвение инструментальной роли партии ведет к тому, что партия начинает вести себя так, словно является самоцелью, существует ради собственного развития и воспроизведения. Сила организации оценивается более по числу членов и проведенных акций, чем по влиянию, которое она имеет в обществе. Происходит дегенеративный процесс - члены партии используют ее для своей социальной карьеры, что порождает аморальность и коррупцию. (К.Альмейда)
554. Эта деформация ведет также к манипулированию общественными движениями в узкопартийных целях, возникает явление клиентелизма, когда усилия по созданию и культивированию политической клиентуры превращается в главную задачу. И в то же время упомянутые движения методом шантажа используют партию в качестве инструмента достижения своих корпоративных интересов.
555. К этим деформациям добавляются другие, например создание настоящих внутренних олигархий, стремящихся к воспроизводству путем ограничения демократического участия остальных членов партии. (К.Альмейда)

- РАСТЕТ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ЛЕВЫХ
556. Этот органический кризис сопровождается широким кризисом членства в партиях - как в левых партиях, так и в общественных движениях и базовых христианских общинах. Этот кризис связан также с происходящими в мире изменениями, в т.ч. изменениями социальных субъектов изменений.
557. Тем не менее, наряду с этим кризисом членства, во многих наших странах наблюдается рост влияния левых в обществе, их восприятия в общественных слоях.
558. Это наводит на мысль, что, кроме упомянутых причин кризиса, возможно также влияние на него типа требований, предъявляемых к тому, кто хочет вступить в партию. Следовало бы изучить, способны ли левые открыть русла адекватного членства, чтобы сделать плодотворным этот рост восприимчивости к левым в обществе.

4. Политический инструмент, адекватный новым вызовам.
- НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ.
559. Левые срочно нуждаются, т.о., в политическом инструменте, адекватном новым вызовам, который учитывает изменения последних десятилетий в Латинской Америке и в мире, и их влияние на народные силы.
560. Шафик Хандаль (руководитель Компартии Сальвадора) первым поставил этот вопрос в 1981, углубившись в причины кризиса латиноамериканских левых. Он отметил, что в его стране появились новые социальные субъекты в результате резкой экспансии зависимого капитализма в 50-60-е годы.
561. Возник новый рабочий класс, более квалифицированный технически, но с более слабым классовым сознанием, чем у старого рабочего класса (ремесленного), в результате крестьянского и провинциально-мелкобуржуазного происхождения; сельскохозяйственный пролетариат и полу-пролетариат, возбужденный своей недавней пролетаризацией и потому взрывчатый; огромный маргинальный городской сектор - эмигранты из села вследствие развития капитализма в сельском хозяйстве; важный сектор мелкобуржуазной интеллигенции, также маргинальный, результат расширения возможностей среднего и высшего образования, не имеющий возможности адекватной профессиональной занятости. Выросли также в целом средние городские слои.
562. Хандаль говорит, что нельзя понять нынешний социальный расклад в Сальвадоре без учета этих новых социальных субъектов.
563. В свою очередь, тогдашний председатель Патриотического союза Венесуэлы, Бернардо Харамильо, говорил, что существовали различные слои, на практике конфронтирующие с олигархией и ведущие антиимпериалистическую линию на континенте, которые не соответствуют классическому определению рабочего класса.
564. Согласно ему, Латинская Америка должна была бы взглянуть на другие общественные слои, имеющие большой революционный потенциал и не сводить все к европейской схеме, которая была в ходу в СССР.
565. В свою очередь, если мы посмотрим на изменения, произошедшие в мире в последнее время, то увидим, что некоторые тенденции, отмеченные Хандалем, усилились, и появился также ряд новых. Происходит абсолютное сокращение крестьянства; убывание трудового населения, занятого в индустрии, находящегося под постоянной угрозой дальнейшего сокращения; растущая неустойчивость рабсилы, получающей зарплату; новые слои рабочих, особенно женщины, работающие на “отверточном производстве”; огромный рост неформальной работы (в теневом секторе). Появились новые социальные субъекты: женщины получают растущее значение в различных сферах - экономической, социальной, политической; молодежь завоевала большую автономию; важную борьбу ведут индейцы; представленные в различных движениях христиане демонстрируют свою растущую революционность; пенсионеры значительно выросли в числе и во многих странах стали одним из самых боевитых слоев; растут феминистские движения, гуманистические, экологические, этнические и сексуальных меньшинств. Надо также учитывать прогрессивные сектора военных, как в случае Чавеса в Венесуэле и националистских течениях в других странах.

- КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
566. Параллельно с изменением социальных субъектов происходят важные культурные изменения. СМИ, особенно ТВ, повсюду распространяют неолиберальную идеологию с ее культурой индивидуализма, эго- и этноцентризма, девизом “спасайся, кто как может”.
567. С другой стороны, все подпитывает потребительство и, так как спрос упал из-за снижения реальной зарплаты и выпадения из рынка целых социальных слоев, потребительство пропихивают любой ценой. Что лучше для этого, чем механизм кредита, который стимулирует покупки, хотя и превращает большинство покупателей в настоящих рабов конца ХХ века, “человека-кредитную карточку”? Чтобы удовлетворить свои потребительские аппетиты, люди закладывают свое будущее и оказываются прирученными. Какой дух борьбы могут иметь эти люди перед лицом угрозы увольнения со всем, что с этим связано при их огромной задолженности?
568. Тем не менее, речь не идет о том, чтобы все выбросить и начать с нуля. Есть мощная тенденция, особенно среди молодежи, критиковать деструктивно все существующее и полагать, что удастся создать нечто совершенное, если начать с нуля, не оглядываясь на прошлое.
569. Часто думаем, что можем создать те организацию, партию, общество, о которых мечтаем, не зная об усилиях предшествующих поколений, которые начали этот труд, совершали и исправляли ошибки, отдавали свои жизни за наш идеал. Необходимо знать их опыт и учиться на нем.
570. Забыть прошлое, не учиться на поражениях, отбросить традиции борьбы - значит играть на руку правым, которые заинтересованы в том, чтобы лишить нас исторической памяти, которая является лучшей формой накопления опыта, и заставить нас повторять прежние ошибки.
571. По этой же причине прежде, чем создавать новую политическую организацию, надо внимательно изучить способность к изменению у ныне существующих полит. организаций. Может оказаться, что надо не создавать новую организацию, а объединить в одну несколько уже имеющихся организаций, и эта новая будет уже иметь новую структуру.

5. Некоторые идеи относительно организации.
572. Тут будут изложены некоторые мысли, могущие быть полезными для реорганизации левых в условиях новых вызовов.
573. Многие идеи взяты мною из собственной практики и размышлений некоторых латиноамериканских политических руководителей, высказанных ими в интервью (среди которых - 5 команданте сальвадорского Фронта Фарабундо Марти и 2 лидера тамошней Демократической Конвергенции, 3 команданте гватемальского Революционного единства, 6 из 9 команданте-сандинистов, 4 из 5 команданте партизан Колумбии и 2 руководителя тамошнего Патриотического союза борьбы, президент бразильской БПТ и 5 алькальдов городов от этой партии, руководитель столичного отделения Широкого Фронта Уругвая, руководитель Революционного Дела Венесуэлы и 2 алькальда от этой партии, генсеки уругвайской и перуанской компартий, 3 высокопоставленных руководителя Кубы), а также из работ чилийца-социалиста К.Альмейда (министра у Альенде) и уругвайца Энрике Рубио (из Артигасистского движения).
574. Речь не идет о новом рецептурном справочнике. Будем помнить, что искомое - как нам быть эффективными в классовой борьбе для завоевания власти народом и проведения глубоких социальных преобразований в нынешних условиях глобализации.

1)ОБЪЕДИНИТЬ ЧЛЕНОВ ПАРТИИ ВОКРУГ КОНКРЕТНОЙ ПРОГРАММЫ.
575. То, что должно объединять членов партии, должно быть в фундаментальном соответствии с системой культурных ценностей, из которой должны вытекать проекты и программы.
576. Политическая программа должна быть в высшей степени кристаллизующим и объединяющим элементом и это должно дать цельность политическим действиям. Приятие или неприятие программы должно быть разграничивающей линией между теми, кто в партии, и кто из нее исключается (будь то партия или более широкий политический фронт). Могут быть расхождения по различным вопросам, но в программных вопросах должно быть единство.
577. Много говорится о единстве левых. Несомненно, оно решающе для продвижения вперед, но речь идет о единстве для борьбы, для сопротивления, для изменения общества. Это не простое единство левых аббревиатур, под которыми могут скрываться и те, кто уже решил приспособиться к существующему режиму, и единство с подобными лишь ослабит, а не увеличит силы.
578. Не следует забывать. что есть сложение, которое складывает, сложение, которое вычитает (см. 577) и сложение, которое умножает. Яркий пример последнего - Широкий Фронт Уругвая, политическая коалиция, объединяющая все левые партии страны, членство в котором много больше, чем суммарное во входящих в него партиях. Фронт сумел объединить в своих рядах множество людей, ранее не входивших ни в одну из его партий. Члены ШФ, не входящие в составляющие его партии, - это 2/3 его численности, а остальная треть - его партии.

2) РАССМАТРИВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ЧЛЕНСТВА.
579. Не все люди чувствуют себя призванными к постоянному членству в партии. Это во многом зависит от переживаемого момента. Не считаться с этим и требовать ото всех постоянного членства - значит самим урезать и ослаблять политическую организацию.

- ЧЛЕНСТВО ПО ГРУППАМ ИНТЕРЕСОВ. ПОСТОЯННОЕ И НЕПОСТОЯННОЕ ЧЛЕНСТВО.
580. Есть, например, те, кто предпочитает “тематическое” членство - по вопросам здравоохранения, образования, культуры, а не в производственной ячейке или региональной организации. Есть другие, считающие своим долгом участие лишь в определенные моменты (выборы и др.), но не расположенные к постоянной активности, хотя в решающие моменты на них всегда можно рассчитывать и в своей повседневной жизни они реализуют проекты и ценности левых. Стремиться навязать им постоянное членство 7 дней в неделю и 24 часа в сутки - значит отбросить весь их потенциал.
581. Надо создать тип организации с самыми разнообразными видами членства, где допускаются различные уровни формализации. Органические структуры должны стать гибкими для оптимизации этого дифференцированного членства без установления в нем иерархии.
582. К.Альмейда считал также, что ценность и эффективность человека надо оценивать не по уровню его формального включения в структуру партии, а по его конкретному вкладу в реализацию ее политической линии.

- АДАПТИРОВАТЬ БАЗОВЫЕ СТРУКТУРЫ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ЧЛЕНСТВА
583. Чтобы облегчить это дифференцированное членство, надо адаптировать структуру и базовые организации к среде, в которой происходит партийная деятельность. Альмейда считал, что одной из критикуемых точек ленинского типа организации партии является нивелирование оргструктуры без учета особенностей социальной среды. Ячейки структурировались одинаково повсюду, но ведь не одно и то же - фабрика и поместье, университет или телевизионный канал.

- УСТАНОВИТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО МНОГИМИ НЕ-ЧЛЕНАМИ ПАРТИИ
584. Партия должна работать не только со своими членами, но и подключать ко многим задачам беспартийных. Одной из форм этого является создание организаций вне партийных структур, которые были бы полезны партии и позволяли бы использовать существующий теоретический и технический потенциал: исследовательские, пропагандистские центры и т.п.
585. В этой работе с беспартийными я считаю очень интересной инициативу собирать всех, кто расположен поддерживать идею - и особенно специалистов - для обсуждения определенных тематических вопросов: аграрный вопрос, жилье, нефть, образование, внешний долг. Такой опыт был использован в последней президентской избирательной компании в Венесуэле и с 1993 практикуется в Сальвадоре Фронтом Фарабундо Марти.

- ЧЛЕН ПАРТИИ, ОТКРЫТЫЙ ОБЩЕСТВУ.
586. Член новой организации должен был бы большую часть своего времени тратить на связь партии с обществом. Внутреннюю активность следует свести к необходимому минимуму, не увлекаясь собраниями. Среди этого минимума - политическое образование членов партии, которым многие левые организации пренебрегают с печальными для себя последствиями в будущем.
587. Речь идет не о том, - говорил Энрике Рубио, - чтоб загонять людей в партийные структуры, а общество - в партийный проект, а о том, чтобы направить политику в жизнь людей и парторганизацию - в общество. Членство в партии должно больше реализоваться вовне, чем внутрь партии.

- ЧЛЕН ПАРТИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
588. Революционная борьба свела свои цели в основном к экономике и государству, но мало сделано для включения в нее борьбы против культуры и отчужденной цивилизации, нас окружающей, забывая, что даже при социализме новое общество должно жестко конкурировать с прошлым, поскольку его родимые пятна проникают в настоящее через индивидуальное сознание и потому надо ежедневно работать над их искоренением (Че).
589. Эта борьба имеет своим полем боя ежедневную жизнь. Долгое время значение повседневного недооценивалось, его не рассматривали как политическое пространство в широком смысле слова.
590. Трансформация ежедневного может произойти лишь тогда, когда индивидуум находит в обществе пространство и время для своего индивидуального. Эта мысль никарагуанского социолога Нуньеса мне представляется очень важной, ибо, если этого не происходит, член партии дегуманизируется, теряя чувствительность и все больше отдаляясь от остальных смертных. Борьба с индивидуализмом, в которой все мы должны участвовать, не означает отказ от индивидуальных потребностей каждого человека. Индивидуальные интересы не антагонистичны общественным, они дополняют друг друга.
591. Поэтому я также полагаю, что надо откорректировать соотношение членства в партии и жертвенности. Чтобы быть членом партии в прошлые десятилетия, необходимо было иметь дух мученика: страдать было революционным, наслаждаться жизнью - сомнительным. В некотором роде это было эхо деформаций коллективизма при реальном социализме: член партии был винтиком партийной машины, его индивидуальные интересы не брались в расчет. Это не означает говорить, что мы не ценим дух самоотречения, который должны иметь члены партии, а в особенности руководители, но они должны стараться сочетать, в пределах возможного, выполнение партийных задач с полнотой обычной человеческой жизни. И если политические задачи мешают им вести более человеческую жизнь, то они должны сознавать, что это может их превратить в крайних догматиков, холодных схоластов, изолировать от масс (Че).
592. Согласна с Хелио Галлардо, что надо преодолеть классическую практику левых: фундаменталистская, серьезная, жесткая, часто героическая,... но мало привлекательная для населения... и часто стерильная.

3) ОСТАВИТЬ АВТОРИТАРНЫЕ МЕТОДЫ

- ОТ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА К ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ
593. Левые партии долгое время были очень авторитарны, вместо демократического централизма практиковали бюрократический - отражение практики социализма на Востоке; не проведение генеральной линии действий, предварительно обсужденной всеми членами партии и принятой большинством голосов, а линии, принятой партийной верхушкой без обсуждения с членами партии, которым оставляли лишь выполнение приказов, которых они не обсуждали, а часто и не понимали.
594. С другой стороны, необходимость дисциплины и трудность проведения демократических дискуссий в условиях подполья, а затем в условиях последовавшей войны, привели к тому, что многие партии и военно-политические организации прибегали к централистским методам политических действий, забывая, что для сплочения действительно революционного движения масс надо завоевать сознание и сердца людей.
595. Однако, борясь с бюрократическим централизмом, следует избегать другой крайности - ультрадемократизма, ведущего к тому, что на дискуссии уходит много больше времени, чем на действия, поскольку все, даже то, что не нужно, становится предметом бесконечных дискуссий, выхолащивающих действие.
596. В борьбе с бюрократическим искажением централизма была также тенденция отвергать любой вид централизма. Это видно в следующем тексте (Им.Валлерстайн): Что антисистемные силы должны были бы делать... концентрироваться на экспансии реальных социальных групп всех типов на каждом уровне общества... на более высоких уровнях в неунифицированной форме... Фундаментальной ошибкой антисистемных сил в прошлой эре была вера, что структура тем эффективнее, чем унифицированнее... Демократический централизм - противоположен тому, что требуется. База солидарности... должна быть более тонкой, гибкой, органичной. Блок антисистемных сил должен двигаться на многих скоростях в постоянном переформулировании тактических приоритетов.
597. Цельный неунифицированный блок такого типа возможен, когда каждая из формирующих его групп имеет сложную и демократическую структуру. Это возможно только если мы на коллективном уровне признаем, что в борьбе нет стратегических приоритетов... Борьба за преобразования может вестись только на многих фронтах одновременно.
598. Валлерстайн в этом тексте ставит под вопрос необходимость унификации оппозиционных сил и, как следствие этого, - демократический централизм.
599. Лично я не вижу, как может быть успешной политическая акция, если нет единства действия, которое невозможно без демократического централизма, если только не договориться о действиях по консенсусу, который кажется более демократичным, так как подразумевает согласие всех, но который на практике часто более антидемократичен, потому что дает меньшинству право вето: так что даже один человек может застопорить действие соглашений, принятых громадным большинством.
600. С другой стороны, сложность проблем, размах организаций и дефицит времени в политике, требующий принятия быстрых решений в конкретных условиях, делают почти невозможным действия по консенсусу (и затрудняет использование его в целях манипуляций).
601. Т.о. нет эффективности без проведения единой линии в необходимое время. Единство же возможно, поскольку отражает генеральную линию действия, обсужденную всеми и принятую большинством. Оставшиеся в меньшинстве должны подчиниться решению большинства, действуя вместе с остальными.
602. Для реализации на практике этой генеральной линии надо определить конкретные действия, которые должны осуществлять члены партии. Для такого определения нужна широкая дискуссия, где в итоге принимается решение о характере действий. Для скоородинированности акций низовые инстанции должны опираться на решения руководства. Партия, претендующая на серьезную борьбу за изменение общества, не может позволить себе роскошь иметь недисциплинированные элементы, подрывающие единство действия, без которого нет эффективности действий.
603. Это сочетание организации единого центрального руководства и демократической дискуссии на различных уровнях и есть демократический централизм. Это сочетание диалектическое: в сложные политические периоды (революция, война) упор делается на централизм; в спокойный период, при более плавном течении процессов - на демократизм.
604. Корректное сочетание централизма и демократии должно стимулировать инициативу руководства и рядовых членов партии. Только творческое действие на всех уровнях партии способно обеспечить победу в классовой борьбе. На практике эта инициатива проявляется в творческой энергии, чувстве ответственности, порядке в работе, смелости и умении при решении проблем, выражении мнений, критике недостатков, товарищеском контроле за высшими инстанциями.
605. Если же этого нет - партия, как организация, теряет чувствительность, не выполняя принципы внутренней демократии. Это препятствует реализации творческого потенциала ее членов и ведет к падению ее политической эффективности.

- БОЛЬШИНСТВО И МЕНЬШИНСТВО
606. Демократический централизм требует не только подчинения меньшинства большинству, но и уважения меньшинства большинством, поскольку меньшинство может быть право.
607. Меньшинство надо не подавлять и изолировать. а уважать. Меньшинство не должно быть полностью подмято большинством. Меньшинство должно подчиняться рабочим решениям большинства, но не должно отказываться от своей политической, теоретической, идеологической точки зрения. Наоборот, оно должно бороться в их защиту до тех пор. пока не переубедит оппонентов или само не будет переубеждено.
608. Почему меньшинство должно продолжать защищать свои позиции перед большинством? Потому что меньшинство может быть право, его анализ может быть ближе к реальности. Поэтому те, кто в данный момент в меньшинстве, не только имеют право, но и обязаны защищать свои позиции, бороться за завоевание большинства путем внутренних дебатов.
609. С другой стороны, если большинство уверено в своей правоте, оно не должно бояться дебатов. Наоборот, оно должно вести их до полного переубеждения меньшинства.
610. Когда большинство избегает столкновения позиций, это демонстрирует его слабость, потому что оно чувствует себя большинством формальным и не представляет реального большинства членов партии.
611. Не это ли происходило во многих партиях? Скольких расколов можно было бы избежать, если бы уважалось мнение меньшинства? Вместо этого использовалась вся мощь бюрократического аппарата для его подавления, оставляя меньшинству лишь один выход - раскол. И эти же группы обвиняли в раскольничестве. Но разве реальные раскольники - не те, кто провоцирует раскол, оставляя меньшинству лишь такой путь борьбы с теми позициями. которые они считают неверными?
612. Мы рассмотрели проблему большинства и меньшинства в партии. Посмотрим теперь, что может произойти в массовой организации. В ней может произойти несоответствие между представителями и представленными и, т.о., меньшинство представителей может представлять реальное большинство членов организации.
613. Это может произойти по различным причинам, среди которых: органическая неспособность группы, представляющей реальное большинство, добиться большего представительства в организации; бюрократические маневры формального большинства для удержания своих позиций; быстрое изменение сознания масс в революционной обстановке - те, кто еще вчера представлял реальное большинство, сегодня могут стать лишь формальным большинством, поскольку революционная ситуация могла показать массам, что право было меньшинство.
614. Адекватный метод решения этой проблемы зависит от причины происходящего.
615. В заключение можно сказать, что проблема большинства и меньшинства - большее. чем количественный подсчет. Это относительные категории. Часто большинство в организации может быть лишь формальным. Важно знать, что представляют эти большинство и меньшинство в отношении интересов реального большинства.

- СОЗДАВАТЬ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДИСКУССИЙ
616. Чтобы жизнь внутри партии была действительно демократической, надо иметь в ней пространство для дискуссий, конструирования позиций, взаимного обогащения через обмен мнениями. Поэтому надо избегать санкций за “не ту” позицию.
617. До настоящего времени основным пространством, где происходила демократическая жизнь в партиях, были партячейки. Очевидно однако, что для углубленных дебатов, особенно по вопросам, касающимся генеральной линии партии, этого пространства явно недостаточно. Куда продуктивнее более широкие собрания, где проблемы можно изучать глубже, привлекая наиболее ярких выразителей позиций, что позволит остальным лучше определять собственную позицию. Это одна из форм строительства мышления.
618. Как можно, например, представить, что дискуссия об экономическом положении страны и линии партии в этом вопросе ведется в низовых ячейках? Разве мышление не строится через дискуссии? Но какая может быть дискуссия у нескольких десятков человек, незнакомых с проблемой глубоко? Не логичнее ли собрать для дебатов основных специалистов партии, чтобы от них рядовые члены партии могли узнать о различных позициях и определиться?
619. Интересен опыт БПТ в отношении ее конференций регионального и национального уровня, и съездов. Каждая группа, представляющая определенную тенденцию, готовит свой доклад по теме. Их публикуют и доводят до сведения членов партии. Это явный демократический прогресс в партийной жизни. Есть, однако, два момента, осложняющих положение: 1) то, что обсуждается, не всегда есть политическая позиция, а порою лишь внутрипартийные трения, связанные с соотношением сил в группировках, тогда как полезным может быть лишь совместный поиск истины; 2) доклады порой столь объемны и заумны, что не всякий может их одолеть и они становятся в основном уделом элиты.
620. Поиск наиболее адекватных механизмов дискутирования, т.о., одна из актуальнейших задач левых сил.

- ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЛИ ТЕНДЕНЦИИ
621. Думаю также, что было бы желательно легализовать наличие в партии различных точек зрения. Тарсо Женро, бывший алькальд бразильского Порту Алегри, считает, что это позволило бы отражать внутри партии различные уровни восприятия ее членов. Группирование членов партии вокруг определенных тезисов может углубить мышление организации.
622. Но следует избегать превращения этих групп во фракции, партии внутри партии, использующие дискуссии не для поиска истины, а для изменения соотношения внутрипартийных сил. С другой стороны, для углубления дискуссий, полезно иметь несколько постоянных тенденций, особенно в отношении новых вопросов, вокруг которых могли бы группироваться люди. При этом те, кто входит, например, в различные группировки по вопросам экономики, могут группироваться совершенно иным образом по другим вопросам, скажем - феминизму.
623. В отношении этой темы интересен опыт Порту Алегри, где мы видим образцовую демократическую практику. В городском самоуправлении, которое уже третий срок в руках БПТ, представители различных партийных тенденций сменяют друг друга на посту алькальда и вице-алькальда (при этом - разные тенденции совместно на этих постах) и эти должностные лица формируют свои команды из представителей своих тенденций.
624. Согласно Тарсо Женро, это возможно лишь тогда, когда представительство конкретной тенденции сочетается диалектически с диалогом с остальными тенденциями. Если же исходить из старой позиции, что один - это представитель пролетариата, а второй - классового врага, то отношения были бы иными - этого второго надо было бы нейтрализовать или подавить.
625. Такой результат возможен лишь тогда, когда никто не считает себя носителем истины в последней инстанции и что поэтому его притязания законны. Если противоречия не разрешаются через дискуссию, они разрешаются голосованием. При этом подразумевается, что принятому голосованием решению подчинятся все тенденции. Это основа политической культуры, - говорит Тарсо Женро, - современной социалистической партии, революционной, не автократичной, которая не намерена бюрократическим образом навязывать свою программу обществу и себе самой... Это противоположно тому, когда некоторые тенденции норовят подавить других, вытаптывая все вокруг себя.
626. Быть открытым, уважительным и гибким в дебатах не означает никоим образом отказ от борьбы за торжество своей тенденции, если ты оказываешься в меньшинстве. Если ты и в меньшинстве уверен в своей правоте - защищай свою позицию, не разрушая при этом единства действий, план которых принят большинством.
627. Следует подчеркнуть, что в наши дни внутрипартийные дискуссии обязательно становятся достоянием публики и это надо учитывать при дебатах.

- СТРОИТЬ РУКОВОДСТВО, УВАЖАЮЩЕЕ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПАРТИИ
628. Новая политическая культура левых должна выражаться и в новых формах конструирования партийного руководства. Ранее считалось, что если какая-либо внутрипартийная тенденция одерживает верх на внутрипартийных выборах, то ее кадры должны занять все руководящие посты. Считалось, что наилучшую управляемость обеспечивает максимально возможная однородность руководства. Сегодня выдвигается иной критерий: руководство должно наилучшим образом отражать соотношение сил внутри партии, поскольку это помогает партийным массам чувствовать себя более вовлеченными в работу. Но это эффективно лишь в том случае, если партия уже достигла соответствующего уровня политической культуры, потому что иначе получится неуправляемая “кастрюля сверчков”.
629. Рауль Понт полагает, что пропорциональность представительства тенденций в Порту Алегри является ключевой для создания сплоченной партии.
630. Реальная демократизация партии требует наиболее эффективного участия ее членов в выборе руководства: его следует выбирать более по идеологическим позициям, чем по личным симпатиям. Отсюда важность того, чтобы эти различные позиции были известны в партии через внутрипартийную печать. (Ленин писал: все члены партии должны иметь ясное представление о тактических различиях... с тем, чтобы, досконально зная вопрос и взвесив аргументы сторон, сознательно выбирать делегатов на съезд). Очень важно также следить за наиболее демократичным формулированием кандидатур и обеспечением тайности голосования.

- ВНУТРЕННИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ И ПЛЕБИСЦИТЫ
631. Представляется весьма уместным прямое участие рядовых членов партии в принятии решений по наиболее важным вопросам через внутренние консультации и плебисциты. (К.Альмейда). Речь, разумеется, не идет обо всех повседневных вопросах политики, которые просто не могут быть предметом массового обсуждения.

- КОНСУЛЬТАЦИИ ПАРТИИ С НАРОДОМ
632. Вышеупомянутые консультации могут проводиться не только с членами партии, но и с сочувствующими ей, и с ее электоратом в широком смысле. Это весьма полезно при выдвижении кандидатов на местных выборах, если речь идет действительно о приходе к власти, а не об использовании предвыборной компании лишь для пропаганды партийных идей. Консультация с народом о наилучших кандидатах, предлагаемых партией, может весьма содействовать успеху их на выборах. Иногда выборы проигрывают, выбирая кандидатов лишь по внутрипартийным критериям: престиж в партии, отражение расстановки сил внутри нее, без учета мнения населения об этом человеке.
633. Такие консультации с успехом проводились. Венесуэльское Революционное Дело, например, провело народный референдум несколько месяцев спустя после военного переворота подполковника Чавеса и его боливаристского движения 12.02.92. На этом голосовании, где урны устанавливались на главных улицах городов, народ спрашивался, согласен ли он с продолжением правления президента Переса. Голосовали 500.000 человек, особенно в столичной зоне, и 90% высказались против. Этот референдум содействовал созданию политической ситуации, благоприятной отставке президента, создав новый политический прецедент в стране: впервые президент ушел в отставку по просьбе парламента и угодил под суд до завершения своего срока. Никакой закон этого не предусматривал, но никакой и не запрещал. Массовое участие граждан - хотя результаты и не были признаны - уже стало большим политическим делом.
634. Другой пример - Национальная Консультация за мир и демократию, проведенная мексиканскими сапатистами во втором квартале 1995: весьма оригинальная консультация по ряду интересующих тем, в том числе - должна ли организация сапатистов создать вместе с другими политический фронт, или же остаться независимой.
635. Такие вещи заставляют нас думать, что левые движутся в дихотомии между легальным и не-легальным и не берут в расчет в достаточной мере множество других пространств, которые я назвала бы а-легальными, поскольку они не укладываются в упомянутую дихотомию, которые позволяют просвещать и мобилизовать население.

- ЦЕНИТЬ ПЛЮРАЛИЗМ
636. Партия должна быть демократична не только внутри но и вовне. Следует признать важность надпартийных инициатив без того, чтобы это означало недооценивать решающую важность обновления и усиления парторганизаций.

4) ИМЕТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ И АДМИНИСТРАТИВНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ, ОСВОБОЖДАЮЩИЕ РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ ОТ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

637. Согласно Жозе Дирсо, нынешнему руководителю БПТ, для эффективного решения различных задач партия, кроме собственно партийной организации ее членов, должна иметь материальную и административную инфраструктуру с хорошими техническими кадрами, способными реализовать принятые решения.
638. Нет смысла, чтобы лидеры, задача которых - работа в обществе, занимались бы этими техническими вопросами. С другой стороны, не дело, чтобы всякий раз при проведении масштабных действий партии приходилось дополнительно к своим силам опираться на сторонние неформальные организации и коллективы, поскольку у нее нет достаточных внутренних механизмов.
639. До сих пор речь шла о внутренней организации. Теперь рассмотрим отношения с народным движением.

5) НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЬ УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С НАРОДНЫМ ДВИЖЕНИЕМ.

640. Надо признать, что была тенденция считать народные организации манипулируемым элементом, как бы приводными ремнями партийной линии. Эта позиция излагалась в тезисах Ленина об отношении к профсоюзам в начале русской революции, когда, казалось, существовали тесные отношения рабочий класс-авангардная партия-государство. Тем не менее мало кто знает - из-за внеисторической и неполной манеры чтения Ленина - что Ленин отказался от этой концепции в последние годы своей жизни, когда - по мере применения НЭПа и последствий этого в сфере труда - предвидел возможность возникновения противоречий между рабочими госпредприятий и их директорами, и считал, что задача профсоюзов при этом - отстаивать интересы рабочих, используя, при необходимости, забастовки, которые в пролетарском государстве были бы направлены не на разрушение, а на исправление бюрократических извращений. Ленин говорил: мы не можем никоим образом отказываться от забастовочной борьбы, принципиально не можем допустить закона о прекращении забастовок по обязательному к исполнению приказу государства.
641. С другой стороны, очевидно, что при капитализме целью борьбы является разрушение буржуазного государственного аппарата, свержение власти господствующего класса. Напротив, в пролетарском государстве переходного периода, как наше, конечной целью забастовочной борьбы может быть только усиление пролетарского государства через борьбу против бюрократических извращений этого государства; против его ошибок и слабостей, против аппетитов класса капиталистов, которые уклоняются от контроля этого государства, и т.п.
642. Это изменение прошло невоспринятым для марксистско-ленинских партий, которые очень мало думали о том, что вопрос “приводных ремней” есть ленинский тезис для отношений партия-общественная организация.
643. Этот плохо усвоенный тезис применялся левыми партиями сначала в отношении профсоюзного движения, а затем в отношении общественных движений. Руководство движения, посты в руководстве, платформа борьбы, и все прочие вопросы - решались в партийном руководстве и затем спускалась линия, по которой следовало работать данному движению, без того, чтобы само оно могло что-то решать в собственных делах.
644. Эта ситуация изменилась. Этому в известной мере содействовал кризис левых партий, вызванный терроризмом военных диктатур, и одновременное оживление многих общественных движений. Общественные движения окрепли, обрели уверенность в собственных силах, осознали, что своими собственными инициативами - более близкими к их реальности, чем те, что вырабатывались политическими деятелями за их письменными столами - можно легче достигать реализации своих требований. Политические деятели, в свою очередь, осознали, что их стиль вертикализма срабатывал все хуже и давал все меньше плодов. Они начали понимать, что ритмы м акции борьбы каждого движения не могут быть полностью подчинены их партийным проектам, поскольку у них различная динамика и надо учитывать эти динамики, умело сливая их в борьбу против общего врага. Они убедились, что этого не добиться, навязывая линию сверху, но можно лишь идя к руководству снизу. (Нельсон Беррио, политический руководитель колумбийского массового фронта “Бороться!”, говорил мне в 1988: Мы должны подняться к низам (базе). Заметь - подняться, а не опуститься. Но для этого необходимо, чтобы революционные организации больше внимания уделяли работе с базой, чем схемам, и понимали, что работа политической организации в массовом движении - подталкивать, что возможно лишь при работе плечом к плечу в локальных и общенациональных действиях народа. Только так можно уважать самостоятельность массовых движений, корпоративных организаций, и не претендовать на их подмену собой... Надо мобилизовать людей, не подменяя, а сохраняя эти организации. Таков путь.)
645. Надо понимать, что не только партия имеет идеи и предложения, но и народное движение тоже может многое дать, потому что его ежедневная практика борьбы тоже учит его, открывая дороги, давая ответы, изобретая методы, которые могут быть весьма обогащающими.
646. Как говорил Альмейда, творческие, новаторские, революционные, преобразовательные идеи не обязаны рождаться лишь в партиях и потому партия должна не только собирать требования, выдвигаемые движениями масс, но и брать в нем также идея и концепции, которые могут обогатить ее собственный арсенал.
647. Отношения с народным движением должны быть, т.о., двусторонними. К сожалению, все еще часта односторонность. С другой стороны, чудовищная ошибка - претендовать на руководство массовыми движениями сверху, по приказу, потому что участие народа не обеспечивается приказами сверху. Только исходя из мотиваций людей, только раскрывая им необходимость решения конкретных задач, можно обеспечить их решение принять участие в действиях.
648. Если общество, которое хотят построить левые, действительно демократическое, значит демократию надо уже сегодня реализовать во всех сферах. Где возможно, мы должны включить “базу” в процесс принятия решений, открыть путь участию народа, а не идти к нему с готовыми схемами. Надо бороться с вертикализмом, убивающим инициативу масс. Наша задача - ориентировать массы, а не навязывать себя в их вожди.
649. С другой стороны, надо научиться слушать, надо говорить с людьми и уметь из всего услышанного делать точный диагноз их состояния духа, синтезировать то, что может объединять и порождать действия, бороться с пессимизмом и пораженчеством, которые тоже есть. Внимательно вслушиваться во все решения, которые формулирует сам народ, чтобы защищаться и бороться за свои требования.
650. Только тогда партийные ориентировки не будут восприниматься, как директивы со стороны, и позволят обеспечить организационный процесс, способный привести если не весь народ, то хотя бы важную его часть, к участию в борьбе, и, отталкиваясь от этого отправного пункта, привлекать более отсталые и пессимистичные слои. Когда эти слои почувствуют, что цели, за которые ведется борьба, не только необходимы, но и достижимы, - как говорил Че, - они присоединятся к борьбе.
651. Когда, с другой стороны, люди увидят, что это их идеи и инициативы являются содержанием действий, они почувствуют себя инициаторами борьбы и их сила неизмеримо возрастет.

- ОТ ВОЕННОГО РУКОВОДСТВА К НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
652. Из сказанного выше следует, что кадры новой эпохи не могут быть кадрами с военным мышлением - сегодня речь не идет о командовании армией (что однако не означает, что при определенных обстоятельствах не может понадобиться и такое), - ни популистскими демагогами - поскольку речь идет не о вождении стада овец; эти кадры должны быть народными педагогами, способными собрать и направить весь потенциал масс - как исходящий от его историко-культурных традиций, так и обретаемый в повседневности - на слияние с более глубокими знаниями, которые может иметь политическая партия. Поиск ответов обогащает творческую инициативу.
653. К сожалению, многие руководители учились в школе руководить массами посредством приказов и им нелегко измениться за один день. Поэтому не хочу предаваться излишнему оптимизму. Вопрос оптимальных отношений с народными движениями далек еще от окончательного решения.
654. Согласна с Адольфо Джилли, что если отношения партии и народных движений не идет в ключе сотрудничества, соучастия, опасность интеграции, бюрократизации и консерватизма очень велика. Элитизм в политике - не деформация, а одна из сложностей и возможных последствий того, что участие рядовых граждан невелико или не находит каналов для своего выражения.
655. Эта переоценка общественных движений и понимание, что руководство завоевывается делами, а не навязывается, заставили некоторые круги левых искать новые формулы для создания политических фронтов, которые не были бы простым альянсом политических партий, но давали бы простор выражению общественных движений.

6) СВЯЗУЮЩАЯ ИНСТАНЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК.
656. Не стремиться объединить в одно целое всех законных представителей тех, кто борется за социальное освобождение, но стараться соединить их практики в единый политический проект.
657. В свою очередь, Хелио Галлардо считает, что должно проявиться конструктивное напряжение между общественными движениями, которые не должны терять свои корни, так как в них ихняя сила, и партиями нового типа, которые конденсируют это общественное движение, которые не пытаются представительствовать за него, удушать его, но имеют целью создание общенационального проекта.

- ГЕГЕМОНИЯ, А НЕ ГЕГЕМОНИЗМ
658. Рассмотрим понимание левыми вопроса гегемонии.
659. До недавнего времени, когда левые реформисты боролись за увеличение представительства в буржуазных институтах управления, часто попадая в ситуации, когда компромисс лишал их явной альтернативности, - революционные левые - имевшие концепцию власти, сведенную к власти государства, - концепция революции которых сводилась к штурму государственной власти, - концентрировали свои усилия на создании условий этого штурма, пренебрегая иными аспектами борьбы, в числе которых работа по культурному преобразованию сознания народа, работа, которую откладывали на после взятия власти.
660. Тогда казалось, что продвижение к взятию власти тем быстрее, чем больше народных организаций контролируется через контроль их директив. Уделялось больше времени формированию офицеров этого грядущего штурма на принципах марксизма-ленинизма, чем на завоевании идеологического влияния в обществе. Этим объясняется, что акцент делался на вертикализм, а не на поиск гегемонии, т.е. на доминирование сверху, авторитарно, вместо того, чтобы стремиться убедить как можно больше людей в целесообразности наших предложений.
661. Если кто-либо не из нашей организации поднимал наши знамена, нам казалось, что нас грабят, и мы стремились отобрать у них наши авторские права.
662. Гегемония противоположна гегемонизму. Она не имеет ничего общего с политикой грейдера, которую некоторые революционные организации, пользуясь тем, что являются наиболее сильными, пробуют применять для присоединения сил к своей политике; не имеет ничего общего с претензией навязать руководство сверху, присваивая должности и превращая в инструменты остальных. Напротив, речь идет не о такой инструментализации, а о суммировании сил всех тех, которых привлекает проект, который стараются реализовать.
663. Они суммируются только тогда, - говорит перуанский руководитель Хавьер Диес Кансеко, - когда мы способны разделять ответственность с другими силами. Это много легче сказать, чем сделать, поскольку основная тенденция политических сил - гегемонизм. Эту тенденцию можно преодолеть лишь тогда, когда удается выработать достаточно ясную и зрелую концепцию действия руководства.
664. Часто бывает, что когда организация сильна, она склонна недооценивать вклад, который могут сделать другие организации. С этим надо бороться.
665. С другой стороны, не воспринимается благоприятно, когда другие формулируют предложения массовому движению, пусть даже позитивные, потому что это воспринимается, как вторжение на собственную территорию, как если бы эти массы были частной собственностью.
666. Гегемонистское отношение вместо сложения сил ведет к противоположному. С одной стороны, это вызывает раздражение в других левых организациях, которые чувствуют себя манипулируемыми и обязанными выполнять решения, в выработке которых не принимали никакого участия, и с другой стороны, сужается поле возможных союзников, т.к. организация, занимающая подобную позицию, неспособна воспринять все реальные интересы всех слоев народа и создает во многих из них чувство недоверия и скептицизма.
667. С другой стороны, концепция гегемонии - динамична, гегемония не завоевывается один раз и навсегда. Сохранение ее - процесс постоянного возобновления. Жизнь идет своим путем, появляются новые проблемы и с ними - новые пути.
668. Сегодня большие слои левых пришли к пониманию, что наша гегемония станет больше, когда больше людей будут следовать нашей политической линии, даже если на ней нет клейма “наша”. И наиболее уместно стараться завоевать на сторону наших идей в большом количестве не только политические и массовые организации, но и известных в стране людей.
669. Уместно вспомнить, как умело действовали сандинисты, дав в свое время импульс к созданию Группы двенадцати, еще до победы революции, состоявшей из 12 людей, принадлежащих к никарагуанской буржуазии и средним слоям, значительная часть которых не была членами СФНО, хотя и поддерживали его политический проект. Группа, куда входили интеллектуалы, церковники, землевладельцы и предприниматели, служила посредником в национальном и международном плане для введения СФНО в качестве необходимого фактора в поиске политического разрешения кризиса. Без сомнения, этим они смогли распространить гегемонию СФНО на важные слои общества.
670. Уровень достигнутой гегемонии не может оцениваться по числу занятых должностей. Главное - чтобы те, кто находится на руководящих должностях, проводили нашу линию, даже если они и не из нашей организации.
671. Напротив, если удалось завоевать много постов в определенной организации, надо стараться не впадать в гегемонизм. Ведь тому, кто на должности, легче навязывать свои идеи, чем завоевывать сознание людей.
672. С другой стороны, часто случается, что когда революционная организация - единственная в каком-то месте, будь то профсоюз, университет, поселок - именно она составляет списки для выборных компаний и включает туда лишь своих членов. При этом не допускают, чтобы руководство избиралось демократически “базой”, поскольку при этом могут быть избраны люди, в этих организациях не состоящие.
673. Такое произошло в Чили при правительстве Народного единства. На университетских выборах, например, кандидаты были назначены партиями этого блока и почти не было места представителям независимых левых. На руководящие должности в университете могли прийти лишь члены партий блока и это выражение сектантства препятствовало тому, что на должность могли прийти люди, способные успешно работать и влиять на академический процесс.
674. Другое дело - кандидаты в депутаты. Дискуссионно выдвижение от партии непартийных кандидатов, поскольку они должны будут публично выражать линию выдвинувшей их партии, и уже случалось, что в критические моменты такие кандидаты занимали позицию, далекую от линии партии.

7) НОВОМУ ВРЕМЕНИ - АДЕКВАТНЫЙ ЯЗЫК
675. Работа партии и партийные документы в нынешнюю эру ТВ не могут быть теми же, что в 60-е годы. Мы в эпохе не Гутенберга, а образов и телесериалов. Культура книги, написанного слова, - говорит Атилио Борон - сегодня культура элиты, а не масс. Люди сегодня читают мало или не читают вообще, для обращения к народу надо овладеть аудиовизуальным языком. Это серьезный вызов левым силам, т.к. основные аудиовизуальные СМИ (ТВ) полностью контролируются национальными и транснациональными монополиями.
676. Часто стремятся к соревнованию на больших телеканалах, что очевидно невозможно, и не только из-за необходимости больших денег (пусть даже они и есть, как у бразильского Единого Центра Трудящихся, связанного с БПТ), но и потому, что те, кто монополизируют каналы, препятствуют любому появлению там левых. ЕЦТ так и не смог купить эфирное время.
677. Но есть и альтернативные средства коммуникации, которые недостаточно используются левыми: коммунальное радио, районные газеты, муниципальное ТВ, и наиболее доступные любой группе по интересам видеокассеты, которые позволяют формировать критическое отношение к сообщениям больших СМИ.
678. Надо создавать видеопедагогику для обмена мнениями и опытом народного движения.
679. В этом обмене начинают играть важную роль народные радиостанции, подключающиеся к спутниковой сети и позволяющие обмениваться опытом людям даже с разных континентов.
680. Но, помимо применения нового языка новых технологий, пора покончить с практикой унифицированных обращений к людям с совершенно различными интересами. Нужна конкретная адресность. Надо уметь индивидуализировать обращения.

8) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ КАПИТАЛИЗМОМ И ВЫБРОШЕННЫХ
681. Как мы уже отмечали, классический рабочий класс в Латинской Америке сократился, но возросло число тех, кто занят частично и ненадежно, маргиналов или выброшенных системой. Их число постоянно растет и партия должна учитывать это и перестать быть представителем лишь классического рабочего класса, превратиться в организацию всех угнетенных.

9) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ НАИВНАЯ, ГОТОВАЯ КО ВСЕМ СИТУАЦИЯМ
682. В сегодняшней ситуации легальности левые не должны забывать, что буржуазия следует демократическим правилам игры лишь до тех пор, пока ей это удобно. Нигде в мире еще не бывало, чтобы правящие группы отказывались от своих привилегий. То, что временами они могут как бы уходить с политической арены, если сочтут это выгодным, не должно нас обманывать. Они могут терпеть и даже инициировать левое правительство, если оно реализует их политику и ограничивается администрированием кризиса. То, чего они никогда не потерпят - и тут не должно быть иллюзий - это создание альтернативного общества.
683. Латиноамериканский опыт достаточно продемонстрировал, что имеющее широкую поддержку народа правительство, которое начинает социальные преобразования, рано или поздно входит в конфликт с господствующими классами и прежде всего с армией - инструментом классового подавления. Так произошло в Чили Альенде и Гватемале Арбенса.
684. Также, неизбежно, демократические движения, отстаивающие национальный суверенитет и самоопределение, столкнутся с интервенцией империализма в поддержку реакции. Так произошло с победившими Кубой, Никарагуа, Гренадой, где США сосуществовали с революционными правительствами, но применили все доступные средства для отбрасывания процесса.
685. Интересно отметить, что классическая буржуазная демократия уже неспособна сдержать и остановить рост народного движения на континенте, где социальные различия не снижаются, а растут по мере развития. Стратеги США предупреждают свое правительство об опасности буржуазно-демократических избирательных процессов. Эти процессы, прежде способствовавшие сохранению системы, могут теперь обернуться против нее. Впервые становится явным то, что раньше не обсуждалось в дискуссии демократия-буржуазия: военный аспект власти. Традиционно в обществе признают три власти - законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня документ Санта Фе 2 придает огромное значение тому, что называет “военной бюрократией”. (Этот документ делает следующие различия внутри того, что называет демократическим режимом: “временное правительство”, формируемое избранными функционерами, и “постоянное правительство” - институционная структура и бюрократия, которые не изменяются при выборах, например - военная бюрократия, судебная и гражданская”. И прибавляет далее, что надо делать разницу, как это делают коммунисты, между правительством и властью, и что США должны быть “одинаково реалистами”, достигая “про-демократической” (читай - проимпериалистической) высоты как в постоянном правительстве, так и во временной администрации.)
686. И там, где демократических инструментов не хватает для сдерживания народного движения, уже нет нужды прибегать к новым военным переворотам - достаточно “грязной войны”... Уже не официальные военные открыто творят убийства, это делают созданные и оснащенные ими эскадроны смерти, ликвидирующие политических лидеров и народных вожаков.
687. Отсюда следует, что чем ближе левые к власти, тем больше они должны быть готовы встретить серьезное сопротивление групп, наиболее связанных с финансовым капиталом, которые прибегнут к легальным и нелегальным средствам для торможения программы демократических преобразований.
688. Поэтому левые, как любая сила, имеющая целью власть, должны включать в свою стратегию создание материальной силы, которая позволит им защитить демократические достижения. Говоря прямо - левые должны иметь военную стратегию.
689. Говорить об этом не значит впадать в дешевый радикализм - это значит просто быть реалистами. Надо вспомнить, что и во внутрибуржуазных конфликтах каждая группа буржуазии стремится заручиться военной поддержкой. И, когда это необходимо - браться за оружие. Достаточно вспомнить долгую историю внутренних войн различных буржуазных группировок в Колумбии, особенно либеральную герилью против консерваторов Гомеса, или попытки части буржуазии сбросить Сомосу в Никарагуа.
690. Правые постараются блокировать создание левыми военной стратегии, обвиняя их в терроризме, скрывая при этом роль военного компонента в их собственной стратегии. Каждая политическая партия по определению есть партия, борющаяся за власть и потому имеет военную стратегию. Различие в том, что военная стратегия правых партий опирается на правительственную армию. Если правые имеют свою военную стратегию - почему ее не могут иметь революционеры, особенно после того, как история показала, что правые готовы использовать любые методы, даже самые отвратительные, как в Чили, чтобы воспрепятствовать развитию народно-демократического антиимпериалистического процесса в рамках буржуазной демократии. Когда этот процесс, по мнению буржуазии, поставил под угрозу ее интересам, она не поколебалась прибегнуть к своему стратегическому резерву - армии, поправ конституцию и законы, о защите которых она столько говорила.
691. Не надо забывать, как говорит английский марксист Перри Андерсон, говоря о буржуазной демократии, что даже когда армия лишь невидимо пребывает в своих казармах, она остается фундаментальной опорой буржуазии в парламентской системе, будучи силой сдерживания. (Весьма интересны замечания на военную тему А.Грамши: Политическое движение может иметь военные характер, даже если армия не участвует в нем открыто. Правительство может иметь военный характер даже без прямого участия в нем армии. В некоторых случаях бывает удобно не “открывать” армию, не выводить ее за конституционные рамки и, как говорится, не заниматься политикой среди солдат, чтобы сохранять однородность между солдатами и офицерами на почве кажущегося нейтралитета и превосходства силы, вдали от конфликтующих групп, и тем не менее, армия, а точнее - генштаб и офицерство - определяют новую ситуацию и господствуют в ней.)
692. Исторически это главное и поэтому, когда развивается революционный кризис в структуре буржуазной власти, доминирующий элемент неизбежно смещается от идеологии к насилию. Сдерживание становится решающим элементом кризиса и армия неизбежно выходит на авансцену классовой борьбы с перспективой установления социализма.
693. В таком случае левые имеют право, именно потому, что борются за подлинную демократию, за полноту участия народа, создавать необходимую военную стратегию, которая сделает борьбу возможной. И не только левые имеют право и обязанность это сделать, но и любые последовательно демократические силы.
694. Важно уточнить, что говорить о военной стратегии есть не только и не в основном говорить об оружии и военной подготовке, но означает развивать политику в отношении имеющейся армии, завоевывать влияние в ее рядах, чтобы они почувствовали требования народа.
695. Грамши говорил, что военный эффект достигается не только вооруженными акциями, которые в условиях “демократического” режима многих стран могут быть с трудом поняты населением. Грамши делал различие между чисто военным или технико-военным - и политико-военным. Определенные политические акции могут иметь военный эффект в рядах противника - распыление его сил по территории, снижение их боевого духа и т.д. Грамши называл это политико-военными действиями, потому что, оставаясь чисто политическими, они могут производить военный эффект. (Третий момент есть соотношение военной силы, иногда оно решающе... Но этот момент не проявляется немедленно в схематической форме. В нем следует различать степени: военное в чистом виде, т.е. технико-военное, и то, что можно назвать политико-военным. В истории можно видеть самые различные формы и степени сочетания того и другого. Типичный предельный пример - военное давление государства на нацию, стремящуюся к государственной независимости. Соотношение есть не чисто военное, но политико-военное; и эффект, и тип такого давления необъясним без учета состояния социального расслоения угнетенного народа и пассивности его большинства. Поэтому независимость не может быть достигнута чисто военным путем, но лишь военным плюс политико-военным. Если бы угнетенная нация для начала освободительной борьбы стала ждать, когда государство-угнетатель позволит ей создать настоящую собственную армию, ей пришлось бы ждать очень долго (возможно, что создание своей армии и было бы разрешено, но это означало бы, что значительная часть борьбы уже была победоносной на политико-военном фронте. Угнетенная нация, т.о., на начальном этапе противопоставляет угнетателю политико-военную силу, т.е политические действия, дающие определенный военный эффект в стане врага: 1)снижение военной эффективности нации-угнетателя, 2)распыление сил врага по территории, что снижает их боевую эффективность, и т.п.)
696. Поэтому вместо того. чтобы говорить о политической стратегии и подкрепляющей ее стратегии военной, корректнее было бы говорить о стратегии политико-военной, как единой концепции.
697. Применять такую стратегию не означает переходить к подпольным методам времен диктатуры, которые при нынешней демократизации не актуальны, но необходимо не забывать и о методах самозащиты, когда обстоятельства их потребуют, и иметь хорошую разведку, дабы знать о шагах, предпринимаемых противником, и быть готовым к принятию контрмер. (Надо, как говорит Тарсо Женро, уделять внимание структурам самозащиты в особых обстоятельствах и вести серьезную разведку и контрразведку.)
698. Если правые будут уважать легальные достижения народа, если левые будут иметь те же возможности обращения к народу, что и правые - ТВ, радио, пресса и т.п. - тогда, безусловно, предпочтительны конституционные пути преобразования общества. Правые, а не левые закрывают этот легальный путь.

10) НОВАЯ ПРАКТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА В ГЛОБАЛИЗОВАННОМ МИРЕ
699. В мире, где задача доминирования решается уже в глобальном масштабе, еще более необходима координация и стратегия борьбы на региональном и сверх-региональном уровне.
700. Как говорит Энрике Рубио, мы должны искать объединения всех подавляемых, эксплуатируемых, отбрасываемых системой в глобальном масштабе, включая и живущих в развитых странах; координация, взаимодействие и союзы между политическими и социальными субъектами, участвующими в освободительной борьбе, стремясь создать всемирные объединения. (Одной из попыток в этом плане, которую следовало бы поддержать, является Всемирный Форум Альтернатив, предложенный Самиром Амином.) Необходимо выработать стратегию, включающую связь с силами, которые действуют в трех больших блоках мировой власти, и установить многосторонние отношения с каждой из них с целью изменить распределение политических зон влияния между ними.
701. Надо шаховать капитализм в политическом, государственном и не-государственном, членском и не-членском, партийном и непартийном, социальными движениями, научно-техническими комплексами, центрами культуры и связи, в которых куются решающим образом формы восприятия, самоуправляющимися организациями... Говоря немного схематично и отчасти шокирующе, - революция будет международной, демократической, многосторонней и глубокой - или ее не будет.

11) ВОПЛОЩЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ НОВОГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОЕ МЫ ХОТИМ ПОСТРОИТЬ
702. В мире, где царит коррупция и существует, как отмечалось выше, растущее неверие в политические партии и в политику вообще, крайне важно, чтобы левая организация имела отчетливо иной этический профиль, способный воплощать в повседневной жизни те ценности, о защите которых она говорит, чтобы ее практика была едина с заявлениями, как у Че, почему он и является столь притягательным для молодежи, уставшей от слов, расходящихся с делами.
703. Люди отвергают те церкви, которые обещают демократию без дискриминации для всех общественных классов и при этом отказывают собственным верующим в самых элементарных свободах выражения, если те не воспринимают слепо их лозунги;... генеральные штабы, которые сами по себе обсуждают и решают вопросы всеобщего блага;... гигантские машины, которые конфискуют инициативу, слова и дела личности. (Альберола)
704. И так как цель социальной революции - не только борьба за выживание, но и изменение формы жизни, необходим выход в мир морали и любви в поисках прямого и ежедневного изменения манеры жить, думать и чувствовать, создавая новую структуру ценностей. Ожидать, что все это произойдет как простое следствие изменения производственных отношений - значит впадать в механистический эволюционизм, который мы отвергаем.
705. Новая мораль должна стремиться к исчезновению противоречий между общественными и личными ценностями, стремясь построить мир сотрудничества, солидарности и любви.
706. И эту борьбу за изменение повседневной жизни надо начинать в момент вступления в партию, незачем ждать победы социальной революции (что и будет содействовать ей через прямое и косвенное воспитание общества), потому что, как говорил Че, сам человек должен быть объектом сознательного процесса самовоспитания.
707. Речь идет о том, по словам Орландо Нуньеса, чтобы учиться бороться ежедневно против каждой отчуждающей организации, структуры, ища, как заменить их, изобретая новые, что не исключает борьбу за великие социально-политические изменения. Если мы боремся за социальное освобождение женщины, то должны уже сегодня начать с изменения отношений мужчина-женщина в семье, преодолевая разделение труда в ней, культ господства мужчины (в Лат.Америке это называется “мачизм”); если считаем, что главная глина в нашей работе - молодежь (Че), мы должны учить ее самостоятельно думать, занимать верные позиции и уметь их защищать, опираясь на свои знания и чувства; если боремся против расовой дискриминации - не должны допускать ее в собственной жизни; если боремся с отчуждающим потребительством, должны реализовать в скромности своей жизни. Одна из главнейших ценностей, которой следует учить и учиться, есть единство мышления и действия, отвержение двойной морали. Здесь один из великих примеров - Че.
708. С другой стороны, основополагающе, чтобы создаваемая нами организация была воплощением честности и гласности. Здесь недопустимо ни малейшее пятнышко на ее репутации. Надо создать условия тесного контроля за честностью кадров и руководителей.
709. Наконец, кроме знамен свободы, равенства и братства, поднятых Великой французской революцией, которые сохраняют свое значение, полагаю, что надо было бы добавить и четвертое знамя - скромность и строгость к себе. И не из чувства христианского аскетизма, а для противостояния всеохватному самоубийственному потребительству конца века. (Этот пункт нуждается в дальнейшей проработке.)

НАЗАД ДАЛЕЕ
МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
 

Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz