Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

Наша библиотека

МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
НАЗАД

4. ЛЕВЫЕ И РЕФОРМЫ.

1. Концептуальные проблемы.

1) ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ЛЕВЫЕ ЗАНИМАЮТ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНСТИТУЦИОННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
710. Чтобы закончить, хотелось бы сказать, что на переживаемом нами ультраконсервативном этапе, в глобализованном мире, где соотношение сил на международном уровне абсолютно неблагоприятно, использование существующих институтов и путь реформ приобретает все большее значение для латиноамериканских левых.
711. В 90-е годы, после поражения первых волн латиноамериканской герильи, после поиска решения путем переговоров центрально-американской герильи третьей волны в Сальвадоре и Гватемале, большинство латиноамериканских левых склонно к конституционному пути.
(Чилийский социолог Габриель Гаспар различает четыре последовательные фазы латиноамериканской герильи: а. Этап “очага” (от победы на Кубе до гибели Че в 1967). б. Фаза “городской герильи” и увеличение мобилизаций народных и национальных (70-е годы). в. Центрально-американский кризис и появление “военно-политических организаций” (от победы сандинистов до мирных соглашений в Сальвадоре и Гватемале). г. Герильи после-холодновоенные.
а) - сельские партизанские движения в Перу, Боливии, Аргентине, Гватемале, Никарагуа, Венесуэле. б) - городские партизанские движения Тупамарос в Уругвае, Монтонерос и РАН в Аргентине, МИР в Чили. г) - сапатисты в Мексике.)
712. Наиболее значительное исключение - поскольку вместо ослабления, похоже, усиливается, и с каждым разом все больше приближается к стратегическим городским центрам - это колумбийская герилья, заслуживающая отдельной статьи.
713. Особенно значительны - как мы видели - достижения левых в Уругвае, Сальвадоре, Мексике, Никарагуа и Аргентине.

2) ЛЕВЫЕ СТАЛИ РЕФОРМИСТАМИ?
714. Означает ли, что предпочтение, отдаваемое в последние годы левыми конституционным методам борьбы, свидетельствует о том, что они стали реформистами?
715. Для ответа на этот вопрос надо сначала ответить на другие: Обязательно ли реформисты те, кто предпочитает конституционные формы борьбы? Обязательно ли революционны те, кто отвергает конституционный путь и предлагает резко радикальные выходы? Является ли сегодня реформистом сторонник продвижения вперед путем реформ?
716. Для начала мне кажется важным поразмыслить над следующими словами: главная опасность - и, быть может, единственная - для настоящего революционера - преувеличивать революционаризм, игнорировать, каковы пределы, в которых революционные методы адекватны и эффективны. Это слова не социал-демократа, а революционера Ленина, который далее так развивал эту мысль: Почти все подлинные революционеры потерпели поражение, когда стали писать слово “революция” с заглавной буквы, поднимать “революцию” почти на уровень чуда, терять голову и способность к размышлению, спокойному и грамотному анализу положения, в какой момент, в каких обстоятельствах и в какой сфере действий надо действовать революционным образом, а в какой момент, в каких обстоятельствах и в какой сфере действия надо действовать реформистским образом.

3) РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РЕФОРМОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ
717. Революционеров и реформистов не всегда легко различить, потому что - как говорит Норберто Боббио - не всегда реформы затеваются, чтобы избежать революции, а революция вовсе не обязательно связана с насилием. Когда позиции заостряются до крайности, их легко различать, но ежедневная политическая практика много труднее.
718. На деле революционные руководители-марксисты всегда предпочитали борьбу за реформы, хотя и понимали, что они производят изменения, не лишающие власти господствующие классы.
719. Проблема не в том, чтобы сказать да или нет реформам, а в изучении, когда целесообразно бороться за реформы и как можно от них получить революционные плоды.
720. Роза Люксембург в своей классической книге “Реформа или революция” писала, что парламентская и профсоюзная деятельность важны для революционеров, потому что подготавливают пролетариат, т.е. создают субъективный фактор социалистической революции. Через эту практику рабочие приходят к убеждению в невозможности провести фундаментальные общественные преобразования через такую деятельность и пониманию необходимости завоевания власти.
721. Такая борьба имеет значение в той мере, в какой она содействует организации трудящихся и усиливает сознание эксплуатируемого класса, но если она служит для наилучшего приспосабливания к капиталистической экономике, если реформы делаются как бы самоцелью, они теряют свою эффективность и перестают быть средством подготовки большинства народа к завоеванию власти.
722. Т.о., ни использование силы, с одной стороны, ни использование конституционных возможностей реформ, с другой, не могут быть критерием установления разграничительной линии между революционерами и реформистами.
723. Какой же критерий тогда использовать?
724. По-моему, лучше всего тот принцип, который определяет реформистами тех, кто через реформы ищет способ усовершенствовать существующий порядок, а революционерами - тех, кто, развивая реформы, в то же время борется за его глубокое изменение, которое не может произойти без разрыва с предыдущим порядком.

2. Условия, при которых конституционная борьба служит революционным целям.
725. Но как определить, является ли конституционная борьба за реформы на деле революционной или же реформистской, особенно когда самодекларации в политике стоят все меньше?
726. Предлагаю следующие критерии для определения такой практики, как революционной:
727. Первое: смотреть, сопровождаются ли предлагаемые реформы параллельными усилиями по усилению народного движения, так, чтобы все более широкие слои народа организовывались и вливались в борьбу.
728. Второе: смотреть, получаются ли педагогические результаты от конституционных действий левых. Предвыборная компания, например, может быть прекрасным полем для обучения народа, если ярко ориентирована на повышения уровня сознания народа по наиболее важным политическим вопросам, но может ограничиться и простым выполнением маркетинга, что вместо подъема сознания народа дезориентирует его или просто ничего не делает в этом плане.
729. Третье: показывать иную политическую практику, позволяющую отличить действия левых от традиционных партий, отражающую, в то же время, усилия показать ограниченность существующих институтов и необходимость преобразовать их, избегая создавать иллюзии, что путем реформ можно разрешить проблемы, требующие революционных решений.
(Во время 1-й мировой войны Ленин предупреждал, что революционеры должны голосовать в парламентах, даже в этот момент, за улучшения, даже самые мелкие, в положении масс, за большую помощь опустошенным районам, за уменьшение национального гнета, но нельзя создавать иллюзии, что реформы способны решить проблемы, требующие революционного решения. В январе 1917 он настаивал: Мы думаем, что было бы большой глупостью для революционных социал-демократов отказаться бороться за реформы вообще, включая “конституционную реформу”, но обуславливал эту борьбу тем, чтобы не забывать при этом, что великие исторические проблемы разрешаются прямым насилием масс, которое создаст новые основы, а не через соглашения, опирающиеся на старое, упадочное. агонизирующее.)
730. Согласна с Карлосом Виласом, что вызов, с которым сталкиваются организации, которые в прошлом прибегали к вооруженной борьбе или интенсивным политическим конфронтациям, касается их способности и воли отстаивать предложения глубоких изменений в новом институционном сценарии. Сценарии, который требует адаптации стиля, ритма, стратегии, но который принципиально не должен был бы привести к изменениям существенных концепций или размаха альтернативных предложений.

3. Реформистские перегибы (прогибы).
731. Элементами, которые, напротив, служат индикаторами уклона в реформизм, являются:
732. Первое: тенденция умерять программы и инициативы без формулирования политических предложений, альтернативных существующему порядку вещей, используя аргумент, что политика - искусство возможного, что мы уже рассматривали выше. Исходя из того, что сегодня мы не имеем немедленной возможности изменить общество при столь неблагоприятном соотношении сил, полагают, что остается только быть реалистами и признать эту невозможность, приспосабливаясь оппортунистически к существующей ситуации. Политика, понимаемая так, исключает все попытки провозгласить альтернативу сегодняшнему капитализму, исключает поиск и реализацию альтернатив.
733. Второе: постоянные призывы к “ответственности” и “зрелости” профсоюзного и рабочего движения вместо того, чтобы поддерживать мятежность и дух борьбы. Стремление всегда действовать путем верхушечных переговоров и соглашений, избегая боевой мобилизации масс под предлогом не наносить ущерб функционированию госаппарата и не ставить под угрозу завоеванную с трудом демократию.
734. Лозунг оппортунистов: “Не гони волну!” очень хорошо отражает эту ситуацию. И, как говорит Карлос Вилас, будучи далекими от того, чтобы искать творческий альтернативный выход, работают скорее на его блокирование, принимая содержание и пределы проектов изменения в пространстве, допускаемом институционной системой.
735. Третье: тенденция использовать логику неконфликтности, диалога, мира, вместо обычной для левых логики преобразований.
736. Это не означает, что левые сегодня не должны бороться за создание как можно более широких альянсов против неолиберальных сил. Для этого важно верно применять диалектику сочетания конфронтация-согласие. Фронт Фарабундо Марти, например, опирается на двойное анти-неолиберальное согласие: национальное и народное, делая главный упор на второе из них.
737. Четвертое: тенденция приспособиться к правилам игры вместо того, чтобы бороться за установление новых ее правил.
738. И это приспосабливание к сценарию производит изменение в их идеологических ориентирах, программных предложениях и радиусах действия.

4. Главные вызовы институционным левым.
739. Несомненное продвижение левых в институционном поле не должно заставить нас забыть, что ныне существующая институционная демократия дает не только выгоды, но и навязывает ограничения. Великий вызов, с которым мы сталкиваемся - как говорит Энрике Рубио - определить, как максимизировать первые и минимализировать вторые, как копить силы в пользу изменений, а не существующего порядка, особенно когда участие в буржуазных институтах делает левых в определенной мере легитимными, и как создавать альтернативные институты, исходя из действий различных общественных и политических субъектов.
740. Поэтому левым надо ответить на многие вызовы, чтобы суметь достичь аккумулирования сил для проведения изменений, а не сохранения статуса кво. Среди них можно назвать следующие:
741. Во-первых, не занимать пассивно места в существующих институтах власти, а использовать их для борьбы за изменение общества и правил игры. Сегодня это почти отсутствует в легальных действиях латиноамериканских левых.
742. Сколько раз мы слышали жалобы на враждебные условия во время выборных кампаний, когда не удавалось добиться желаемых результатов через избирательные урны? Тем не менее сами левые крайне редко обличают в своих предвыборных кампаниях навязываемые им правила игры и предлагают, как часть этих кампаний, выборную реформу. Напротив, часто в поисках голосов - вместо того, чтобы проводить воспитательную, педагогическую компанию, которая послужила бы народу для роста его сознания и организации - используется та же техника “продажи” своих кандидатов, которую используют правящие классы.
743. Этим определяется, в случае поражения на выборах, кроме разочарования и пропавших впустую расходов на кампанию, кампания эта не ведет к политическому росту всех ее участников сверху и снизу, оставляя горечь от пропавших в пустую усилий. Совсем иное дело было бы, если б кампания рассматривалась в первую очередь в педагогическом ключе, используя выборы для усиления сознательности и организованности народа. Тогда, даже при не лучшем исходе голосования, усилия не пропадали бы даром.
744. Второй вызов - стараться не впадать в традиционную политическую практику, разворачивать практику новую, отличающую народное руководство от руководства других партий. Только так можно завоевать доверие людей, каждый раз все более скептичное в отношении политики и политиков.
745. Третий вызов - использовать институционное пространство для усиления, а не ослабления народного движения. Это означает, среди прочего, избегать тенденции включения в административный аппарат лидеров народного движения, но поддерживать независимость народного движения, даже если его позиции сходны с правительственными.
746. В-четвертых, левые должны избегать впадения в деформации, обычные для буржуазной политической практики:
747. Одна из этих деформаций - политический карьеризм, т.е. идея, что надо постоянно подниматься, что после высокого поста снова стать рядовым членом базы - деградация. Это отношение часто оправдывают тем, что надо помнить о затратах на подготовку кадров.
748. Интересна кадровая политика в Порту Алегри, где БПТ правит уже три срока без перерыва. Там идет ротация кадров между административным аппаратом, партией и народным движением. Обретенный в одной сфере опыт передается в другие сферы. Это особенно ценно в случае кадров, получивших административный опыт.
749. Другая тесно связанная с этим деформация - использование партии в качестве трамплина для личного продвижения.
750. Другой опасный элемент - предпочитать “придворную” обстановку работе “на земле”. Как говорит руководитель БПТ Лулу (Луис Инасио да Силва), такие кадры соблазнены ароматами элиты и уже не выносят запаха народа.
751. Часто они используют бюрократические барьеры, чтобы избежать прямого контакта с людьми.
752. Они склонны черпать информацию через свои группы советников, теряя возможность держать руку на пульсе состояния духа народа, игнорируя тот факт, что наилучшие дезинформаторы находятся, как правило, среди информаторов; эти “советники” обычно сообщают шефу только позитивное, утаивая негативное, трудности - будь то из благородного побуждения не перегружать этими заботами, или же из эгоистического побуждения быть награждаемым за хорошие новости.
753. Использование прессы для персонального выделения и продвижения, а не как средства идеологической борьбы против угнетателей народа.
754. В-пятых, в тесной связи с предыдущим, серьезнейший вызов - не поддаться кооптированию системой, которая имеет тысячи нитей для завлечения кадров в свои сети, - от зарплаты, которая много выше, чем та, которую представитель народного движения может получать на своей работе, до кучи привилегий, сопровождающих должность: поездок в самолете, отелей, оплаты жилья и помощников - помимо социального статуса, даваемого должностью.

5. Специфические вызовы в местных органах власти.
755. Таковыми являются:
756. Не впадать в то, что итальянец Массимо Горла (руководитель “Пролетарской демократии” - парламентской группы итальянской компартии в конце 70-х годов) называет государственным кретинизмом: верить, что государство есть нечто нейтральное, как бы пустая бутылка, которую можно наполнить любой жидкостью, что его можно использовать безразлично в интересах того или иного класса, поскольку функция его чисто техническая.
757. Речь идет ни о том, чтобы править ради того, чтобы править, ни об администрировании кризиса, но о правлении отличающимся образом, демонстрируя на локальном уровне то, что левые могли бы сделать на уровне национальном. Хорошая местная власть - лучшая визитная карточка, которую сегодня - в момент всеобщего скепсиса - имеют левые.
758. Согласна с Карлосом Виласом, что один из великих вызовов левым - как придать демократическим институтам трансформаторский потенциал, как усилить ценность демократии, не лигитимизируя капитализм и не оставляя проект трансформации общества.
759. Если левые хотят быть чем-то большим, чем муниципальными администраторами макроэкономической политики, определяемой другими, они должны быть способными соединить местную проблематику с общенациональной, чтобы показать населению ограниченность глобального неолиберального проекта.
760. Латиноамериканским левым, привыкшим быть в оппозиции, непросто быстро стать правительством. Один из больших вызовов, по словам Тарсо Хенро, - как быть правительственной партией, не переставая быть партией борьбы.
761. Согласна с итальянцем Массимо Горла, что присутствие политической группировки в государственных институтах имеет смысл лишь тогда, когда отражает другую оппозицию, много более энергичную и массовую: состоящую из сотен тысяч трудящихся, противостоящих режиму на улице, сражающихся и кующих в этой борьбе альтернативу изменения. Вот подлинная оппозиция: массовая борьба.
762. Надо быть последовательно демократичными - предоставлять людям на деле право принятия решений.
763. Замечательный пример предоставления свободы обсуждения организованному коммунальному сообществу - эксперименты по выработке Бюджетов Участия с участием населения самих коммун, особенно в Порту Алегри, где имеется наибольший опыт. Похожий эксперимент проводится в Монтевидео, где у власти Широкий Фронт, и в алькальдиях под управлением Революционного Дела в Венесуэле.
764. Народные правительства должны быть полностью гласны, предоставлены публичному контролю как в финансах, так и в контрактации персонала.
765. Надо уважать автономию народных организаций, считая нормальным существование трений и противоречий между правительством и народным движением.

6. Специфические вызовы в процессах выборов.
766. Великий вызов левым в этом плане - быть способными бороться с выборными искажениями, ведущими к следующему: тенденция превратить завоевание административной должности в самоцель, а не в средство служить проекту социальных изменений, так что избранные цепляются за мандаты и считают унижением снова стать простым членом базы; связь с народными движениями только в момент выборов и в выборных целях; индивидуализм в кампаниях: когда ищут поддержку и средства лишь для себя, а не для партии; предвыборные дебаты такого сорта, словно твои товарищи по партии - среди твоих главных врагов.
767. Левые должны бороться с индивидуализмом, типичным для буржуазного правления, которое характеризуется отсутствием контроля избирателей за своим депутатом. Мандат народа должен быть священен, надо уважать волю избирателей и, если по каким-либо причинам ты покидаешь выдвинувшую тебя политическую группировку, ты должен отказаться от мандата.
768. Пример корректного поведения в этом плане - Уго Корес, руководитель Партии Победы Народа, который был избран по списку Движения Народного Участия и отказался от мандата депутата парламента, когда покинул это Движение.
769. Поэтому, также, столь же или даже более важно, чем действия партии при выдвижении ее кандидатов - контроль за ними после их избрания.
770. Одна из причин, по которым левые пошли на участи в буржуазных органах власти - пространство, которое это дает для много более широкого распространения идей левых даже среди самых отсталых слоев, т.е. превращение парламента в резонансную коробку, платформу для обличения притеснений, беззакония, угнетения со стороны режима. Сегодня, однако, тотальный контроль буржуазии в СМИ создает настоящий барьер молчания, мешающий достижению этих целей, который очень трудно преодолеть, если левые не имеют достаточного парламентского представительства.
771. Как обязать СМИ освещать действия левых - еще один большой вызов, успешно ответить на который можно лишь путем больших творческих усилий - как это сделали сапатисты, или же создавая политические ситуации, которые невозможно игнорировать, как, например, важный марш Движения Безземельных на столицу Бразилии в середине 1997, или же настенные фрески детей с демократическими обращениями во время правления Революционного Дела в Каракасе.
772. Еще один вызов левым - как победить монополию правых в аудиовизуальных средствах, чья информация накрывает все общество, особенно наиболее бедных и отсталых, неспособных к критическому восприятию ее и в результате часто голосующих за правых. Тут многие заранее чувствуют себя побежденными, поскольку думают, что эту битву можно выиграть лишь на том же поле, где соотношение сил абсолютно не в нашу пользу.
773. Тем не менее, есть примеры, когда левые побеждали на выборах правых - получив абсолютное большинство в первом туре - несмотря на блокирование доступа в СМИ: муниципалитет Порту Алегри, столице штата Риу Гранди ду Сул, где жители в третий раз подряд выбрали алькальда от БПТ. Это стало возможным потому, что они получили в своей жизни практику подлинной демократии. 130.000 тысяч жителей города с миллионным населением приняли участие в создании Бюджетов Участия с момента начала этой практики. Этот опыт - вместе со многими другими сферами участия, созданными администрацией: тематическими форумами, советами по культуре, здоровью, гражданским вопросам, советами против дискриминации и расизма - оставил след в душах и умах людей. Контрпропаганда СМИ, находящихся в руках могущественной Системы, мало что могла противопоставить этому демократическому жизненному опыту. Появилось независимое общественное мнение, которым с каждым разом все труднее манипулировать.

7. Творчество для использования поля легальности.
774. Наконец, существует не только поле легального и его антагонизм - нелегальное; есть еще и поле, которое можно назвать а-легальным, т.е. не принадлежащее ни легальному, ни нелегальному. Левые еще редко творчески используют это третье пространство.
775. Продвигаясь вперед в институционном поле, сознавая при этом бросаемые им вызовы, используя творчески пространство алегального, латиноамериканские левые могут аккумулировать трансформационные силы и проводить культурную трансформацию людей, делая так, чтобы те с каждым разом все больше брали свою судьбу в собственные руки, создавая этим одну из капитальных основ нового общества, которое мы стремимся построить: общества, где главным героем на всех уровнях будет народ.

НАЗАД
МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
 

Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz