Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 
logo Газета "Круг друзей" №11
БИТВА ИДЕЙ – БИТВА ЗА МОЛОДЕЖЬ

Выступление президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на закрытии VIII съезда Союза молодых коммунистов во Дворце съездов

ГАВАНА, 5 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА

Огромные успехи, достигнутые социализмом, заложили основу, но оставалось сделать скачок. Мы можем утверждать, что благодаря Битве идей жизнь детей, подростков, молодежи и кубинской семьи сегодня не такая, какой была пять лет назад.

Сегодня в начальной школе один учитель ведет уроки только с 20 учениками, что способствует лучшему обучению, дифференцированному подходу к каждому ученику и его семье и более комплексному воспитанию.

В школах есть телевизоры, видеомагнитофоны и компьютерные лаборатории - удивительно эффективные орудия, которые, поставленные на службу обучения, позволили умножить знания наших детей. На Кубе ни один ребенок не лишен доступа к этим современным средствам. Школы, в которых не было электричества, сегодня имеют солнечные батареи, чтобы можно было пользоваться компьютером, телевизором и видеомагнитофоном.

Компьютерному делу начали обучать с подготовительных классов. В школы пришли 12 958 преподавателей основ компьютерного дела, подготовленные в срочном порядке, и в то же время все учителя начальных школ также прошли подобные курсы по этой дисциплине.

Дети, нуждающиеся в специальном образовании, также получили новые современные средства обучения. Два года назад мы открыли первую школу для детей-аутистов - болезнь, забытая почти во всех странах мира.

Теперь дети начинают изучать английский язык с третьего класса при помощи видеоуроков. В школах ведется массовое обучение шахматам, а также культурная работа и художественное воспитание благодаря первым инструкторам искусств – 3 271 человеку, выпущенному 20 октября, отряд которых будет пополняться ежегодно таким же или большим числом инструкторов, кто будет работать не только в сфере образования, но и в остальных культурных и социальных заведениях в жилых кварталах.

Нам удалось улучшить питание в школах, в которых предусмотрены школьные обеды, и таковых уже огромное большинство.

Оказывается систематическое внимание детям, которые питаются недостаточно, с тех пор, как в 2001 году осуществили первую программу измерения веса и роста всех детей до 15 лет.
Недавно завершилось комплексное обследование всех детей, в которое входили такие аспекты, как питание, воспитание, семейная среда и условия жизни, и им уделяется надлежащее внимание.

Все эти преобразования позволили по-настоящему ввести систему обучения до и после обеда, благодаря чему наши дети начальной школы стали усваивать сегодня математику в 2,2 раза больше и испанский язык в 1,5 раза больше, чем это было четыре года назад; эти цифры должны возрастать по мере того, как наша система образования продолжит запланированное развитие. Сравнялись реальные возможности получения знаний и возможности физического и умственного развития всех детей, независимо от места их проживания, цвета кожи и социального происхождения.

Исключительные изменения в начальной школе были достигнуты скромными средствами, использованными с умом и чувством равенства и справедливости, а главное, предоставляя одинаковые возможности всем детям нашей страны.
Таким же образом ведется и будет продолжаться интенсивная работа в области усовершенствования и развития других ступеней школьного образования.
В неполной средней школе также начаты радикальные преобразования, проходит эксперимент новая модель образования, порывающая со старыми концепциями обучения детей и подростков в седьмом, восьмом и девятом классах, которые в остальных странах переживают глубокий кризис.

В этих классах сегодня имеется один комплексный преподаватель, ответственный за 15 учащихся, который преподает все предметы, за исключением английского языка и физкультуры. Он является классным руководителем, воспитателем, наставником для каждого учащегося, который таким образом избавляется от излишнего числа преподавателей по разным предметам, из-за чего было невозможно достичь комплексности знаний и иметь воспитателя, необходимого на этом решающем этапе жизни.

Благодаря этому шагу качественно улучшилась связь школы с семьей, что способствует более широкому сотрудничеству и даже изменению в отношении и обращении многих родителей со своими детьми.

Уроки математики, испанского языка, истории, английского языка и физики даются детям при помощи видеозаписей с уроками, разработанными самыми авторитетными преподавателями страны, что значительно помогает усилиям преподавателей и повышает качество и глубину содержания изучаемых предметов.

Увеличилось число уроков математики, компьютерного дела, испанского языка и истории, благодаря чему учащиеся получают больше материала и умножают свои знания по этим предметам.

Новые инструкторы искусств также работают в наших неполных средних школах, пропагандируя культуру и приближая наших подростков к лучшим традициям Кубы и мира.

Было запланировано, что учащиеся неполной средней школы будут получать в школе второй завтрак или обед, что обеспечивает им надлежащее питание, чтобы учиться до и после обеда, а также учащимся этой ступени гарантируется большая безопасность, так как им не надо выходить из школы до полного окончания занятий.
Второго декабря 2004 года 307 339 учащихся и 38 246 работников 591 городской неполной средней школы начали получать бесплатный второй завтрак. Требуется включить в эти программы учащихся 83 таких школ, что произойдет в первые три месяца будущего года.

Учащиеся школ для детей с проблемами поведения обслуживаются социальными работниками, которые отвечают за организацию действий общества, чтобы изменить причины и неблагоприятные социальные условия, вызывающие нарушения в поведении этих подростков.

Наши юноши и девушки с 16 лет и старше также находятся в центре этих глубоких преобразований.

Созданы школы социальных работников, откуда выпущено уже 21 485 юношей и девушек - настоящий контингент поддержки и социальной солидарности, действующий почти во всех народных советах страны. Ежегодно готовят еще 7 тысяч молодых людей с использованием новых педагогических концепций, причем не только в школах, предназначенных для этой цели, но и в их муниципиях, в так называемых домах-школах, где для этого используются телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и обучение ведется силами опытных преподавателей, таким образом учащиеся находятся в прямой связи с социальной действительностью мест, где они живут. Все учащиеся по окончании школы имеют прямой доступ к многочисленным университетским специальностям, родственным их многосторонней деятельности.
Были созданы курсы комплексного повышения уровня образования для молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет, которые после окончания девятого класса, что является уже общим уровнем образования для этого возраста, не учились и не работали.

Это позволило более 150 тысячам юношей и девушек включиться в программы комплексного повышения уровня образования, получая соответствующие их возрасту и потребностям поступления.

В результате этого 48 406 выпускников этих курсов смогли продолжить учебу, получая высшее образование по различным специальностям, включая медицину, с весьма положительными результатами.

В ходе Битвы идей была осуществлена старая мечта: универсализация высшего образования, что открыло доступ в университеты всем молодым людям, обучавшимся в рамках Программ Революции, и всем трудящимся в целом.

Эта программа предоставила неслыханные возможности молодым и взрослым, которые раньше никак не могли получить высшее образование, а теперь включаются в выполнение революционной задачи – дать общую культуру всем гражданам, независимо от социальной работы, которую они выполняют.

Благодаря этим программам в стране существует теперь самое большое число студентов за всю ее историю – 380 тысяч; из них 233 011 человек обучаются в 938 университетских аудиториях, существующих во всех 169 муниципиях страны.
Решительно и с готовностью откликнулись на этот призыв 65 427 преподавателей и научных руководителей, работающих в системе универсализации, они пришли из большого - более чем 700 тысяч – числа специалистов, воспитанных Революцией, которые существуют в стране, несмотря на постоянную кражу умов, жертвами которой являются страны третьего мира.

Наше стремление иметь превосходные высшие учебные заведения привело к созданию Университета информатики – первого учебного заведения такого типа, возникшего в ходе Битвы идей.

Едва ли через два года и три месяца после открытия этого престижного высшего учебного заведения там учится уже более 6 тысяч юношей и девушек из всех муниципий страны, используя новые концепции и революционные методы работы и быстро достигая значительных успехов в образовании и производственной деятельности.

Дух и концепции, применяемые в Университете информатики, мы должны распространить на все техникумы этой отрасли, которые готовят по всей стране почти 40 тысяч техников по информатике.

Этот недавно принятый проект, связанный с техникумами информатики, можно рассматривать как последнюю программу Битвы идей за период с 2000 по 2004 год. На нее будут выделены необходимые материальные ресурсы и оборудование. Министерство образования, Министерства информатики и коммуникаций и Союз молодых коммунистов уже получили нужные инструкции.

Для всех кубинских семей Битва идей имела большое значение, поскольку она открыла перед всеми без исключения детьми перспективы уверенности в будущем и физического и умственного развития.

Это такая же жизненно важная сфера, как здравоохранение, в которой делаются крупные инвестиции, охватывающие все 444 поликлиники, 107 из которых полностью преобразованы, а в 34 идут работы. К этому добавляются усилия по реконструкции и модернизации, проводимые в 27 больницах как часть программы, которая также распространится на все; открыто 217 залов физиотерапии в поликлиниках, причем к концу будущего года все они будут оказывать эти услуги; созданы 24 новых кабинета гемодиализа, 88 оптик и 118 центров интенсивной терапии в муниципиях, которые, не имея хирургических больниц, не располагали этим ценнейшим медицинским ресурсом, спасшим жизнь уже тысячам человек.

Претворяющаяся сейчас в жизнь программа технологического переоборудования охватывает целиком всю сеть учреждений первичной и вторичной медицинской помощи, имеющихся в стране, что дает большое дополнительное преимущество, приближая самые важные и качественные медицинские услуги к домам граждан и к местам их проживания.

В сельской местности, в труднодоступных местах, где нет электричества, было открыто 1 905 телезалов, которые открывают доступ к информации, досугу и учебным телепрограммам более полумиллиону кубинцев, проживающих в этих местах, - последним, у кого не было телевидения.

Расширение сети Молодежных компьютерных клубов до 300 позволило за последние четыре года, с начала апреля 2001 года, когда были открыты новые центры, доведя число компьютеров до 3 тысяч, обучить компьютерному делу 436 753 соотечественников. Эта великолепная программа расширяется добавлением еще 300 клубов, 100 из которых уже завершены.

Книжные ярмарки превратились в большой праздник кубинской семьи. Традиционно она проводилась в столице, однако в 2002 году она охватила уже 19 городов страны, а в этом году – 34, и в последних трех ярмарках участвовало 9 с половиной миллиона человек, и было выставлено на продажу более 15 миллионов книг.
Семейная библиотека способствовала тому, что наш народ получил доступ к лучшим произведениям кубинский и мировой литературы, причем по умеренным ценам. Было выпущено 100 тысяч комплектов по 25 названий. В издательствах уже подготовлен второй комплект.

Были приобретены две новые современные типографии большой мощности, одна из них уже действует в полную силу, а вторая находится в процессе освоения инвестиций. Выделены средства на ремонт и модернизацию и всех предприятий Национального полиграфического союза.

Телевизионный «Университет для всех», возникший 2 октября 2000 года, превратился в самый массовый и широкий университет страны. В нем было прочитано 43 курса, занявших в целом 1 721 час. В этот момент передаются шесть курсов. В уже прочитанных и передающихся сейчас курсах участвовало и участвует 775 преподавателей, 265 из которых являются докторами наук и 134 – магистрами.
Программы, созданные с тем, чтобы превратить тюрьмы в школы, оказали большое воздействие на семьи, способствуя укреплению связей между семьями и молодыми заключенными.

Обследование инвалидов позволило решить критические ситуации с этими гражданами и членами их семей. Благодаря ему удалось предостеречь эти семьи относительно опасностей наследственных заболеваний, и 6 052 матери получили возможность полностью посвятить себя уходу за своими детьми с тяжелыми нарушениями, получая за это зарплату.

Было обследовано 366 864 человека с двигательно-моторными, органическими нарушениями, нарушениями органов чувств и другими, включая умственную отсталость. В национальном исследовании участвовало более 30 тысяч специалистов-научных работников и руководящий и вспомогательный персонал. Пятого августа 2003 года был открыт новый Национальный центр медицинской генетики.

В результате этих колоссальных усилий ради достижения самого высокого уровня справедливости для нашего народа и создания самого полного равенства возможностей для всех в эти последние пять лет в результате Программ Революции было создано более 380 тысяч рабочих мест, преимущественно для молодежи.
Согласно информации Министерства труда, в конце этого года безработица сократилась до менее 2% - нечто совершенно невозможное ни в одной капиталистической промышленно развитой стране.

Едва ли за три года было выпущено 44 979 новых учителей и преподавателей, что равно одиннадцати обычным выпускам с дневных отделений педагогических учебных заведений между 1988 и 2000 годами.

Как уже было сказано, у нас имеется сейчас 21 485 социальных работников. В 2000 году, когда началась Битва идей, в системе социального обеспечения во всей стране было только 795 социальных работников.

Завершились до 20 ноября работы по строительству, реконструкции или расширению на 5 810 объектах, из них 1 732 в сфере образования, 1 537 - в сфере здравоохранения, 32 крупных заведений культуры, в числе которых – капитальная реконструкция и расширение Высшего института искусств, и 2 508 в рамках других программ Революции.

Были капитально отремонтированы 913 школ и построено 32 новых. В стране сейчас имеется 5 270 новых помещений для образования.

Едва ли за полтора года работы было произведено более 25 миллионов кассет, и сейчас строится новая фабрика для их выпуска.

Только что подписанные нами соглашения с Китаем гарантируют приобретение 100 тысяч компьютеров в год, они будут направлены главным образом на образование детей, молодежи и взрослых и на повышение квалификации растущей массы техников и специалистов с высшим образованием в нашей стране.

Также настанет день, когда компьютеры будут использоваться в массовом порядке, чтобы вести разговор с миром. Нет другого народа, которому было бы больше чего сообщать и который был бы лучше для этого подготовлен, принимая во внимание его политическую культуру и растущие усилия по овладению английским и другими языками.

Первый миллион телевизоров, купленных у Китайской Народной Республики, позволил 827 322 семьям кубинцев получить цветной телевизор с экраном в 21 дюйм и великолепного качества, который потребляет на 120 ватт меньше, чем советский черно-белый телевизор. Это имеет глубокое и массовое воздействие на уровень информированности и культуры нашего народа и его возможности досуга. Остальные телевизоры были направлены для осуществления программ образования, здравоохранения и других программ социального характера; восемьдесят тысяч из них были использованы в целях международного сотрудничества; сейчас мы получаем также из Китая еще 300 тысяч телевизоров с экраном в 21 дюйм. В сфере образования уже используются несколько десятков тысяч телевизоров с экраном в 29 дюймов, они другого происхождения.

В системе образования в классах и аудиториях установлено 109 117 телевизоров и 40 858 видеомагнитофонов, ставших великолепными средствами обучения.
Возникло два новых образовательных канала, которые вместе с «Кубависьон» и «Теле Ребельде» передают 394 часа в неделю образовательных программ, что составляет 62,7% всех передач Национального телевидения. Из них 247 отведены планам обучения.

Если, проводя предыдущий съезд Союза молодых коммунистов, мы с озабоченностью говорили о слабом выпуске книг для наших детей и юношества, сегодня мы можем сказать, что за эти пять лет было издано 457 840 862 экземпляра книг, изданий газетного формата, брошюр и других видов полиграфической продукции для различных программ и миссий.

Из них:
41 025 778 книг, изданий газетного формата и брошюр для программ образования;
15 979 198 книг для Книжных ярмарок;
35 371 157 изданий газетного формата с материалами «Круглых столов» и Открытых трибун;
15 905 758 изданий газетного формата для «Университета для всех».

В 1999 году в стране было только восемь школ изобразительных искусств. Сейчас этот вид обучения распространился на все провинции, такие школы существуют в 17 городах.

В новую Национальную школу балета на 300 учащихся могут поступать дети из всех провинций.

Сегодня 4 021 ребенок из всех муниципий столицы дважды в неделю посещает занятия в кружках при Национальной школе балета. Такие же кружки ведутся в других школах танца.

6 789 публичных и школьных библиотек получили энциклопедии, словари, атласы и другие книги для обновления своего библиографического фонда.

2 365 234 человека – мальчики и девочки, юноши и девушки - получили книгу в качестве награды на своем выпускном акте.

Примерно 10 900 000 соотечественников участвовали в 161 Открытой трибуне, проведенной до настоящего времени.

11 800 000 человек участвовало в 18 проведенных шествиях.

До сегодняшнего дня проведено тысяча тридцать «круглых столов». Они стали политическим университетом, дают актуальную и уместную информацию, глубоко и правдиво анализируют грубую ложь и коварные акты агрессии со стороны империи, направленные против нашего народа, и рассказывают о важных темах международной политики, экономики, культуры, науки, спорта и других интересных вопросах.

Поскольку Битва идей – как мы сказали однажды – это «битва гуманизма против дегуманизации, битва содружества и братства против самого грубого эгоизма, битва справедливости против самой жестокой несправедливости, битва за наш народ и за другие народы», у нас сейчас 23 413 специалистов и техников здравоохранения выполняют гуманные и солидарные миссии в 66 странах. Значительное их число трудится в самых бедных районах Венесуэлы, великой родины Симона Боливара, где сейчас в разгаре процесс революционных перемен, идущий под руководством нового исключительного политического лидера, последователя идей Боливара и Марти, дорогого друга Кубы – Уго Чавеса Фриаса.

Воздействие Битвы идей, ее принципов, ее рабочих концепций выразилось не только в переменах в системе образования и жизни нашего народа, но и в укреплении Союза молодых коммунистов и повышении его престижа, он приходит к этому съезду с самым большим числом членов СМК за последнее десятилетие: 557 298 человек, на 104 692 члена больше, чем в период VII съезда. Сегодня молодежная организация имеет 49 054 низовых организации, на 8 756 больше, чем в 1998 году. За два последние года на профессиональную работу в Партию перешло 215 работников СМК.

Достигнутое до сих пор является плодом героических усилий нашего народа и его великолепной молодежи. Но нам предстоит сделать еще многое. Вы знаете, где существуют старые и новые трудности.

Как я указал однажды: «быть может, самое полезное из наших скромных усилий в борьбе за лучший мир - это показать, сколькое можно сделать такими малыми средствами, если все людские и материальные ресурсы общества становятся на службу народа».


Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz