|
Газета "Круг друзей" №11 |
БИТВА ИДЕЙ – БИТВА ЗА МОЛОДЕЖЬ
Выступление президента Республики Куба Фиделя Кастро
Руса на закрытии VIII съезда Союза молодых коммунистов во Дворце съездов
ГАВАНА, 5 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА
Огромные успехи, достигнутые социализмом, заложили основу,
но оставалось сделать скачок. Мы можем утверждать, что благодаря Битве
идей жизнь детей, подростков, молодежи и кубинской семьи сегодня не такая,
какой была пять лет назад.
Сегодня в начальной школе один учитель ведет уроки только
с 20 учениками, что способствует лучшему обучению, дифференцированному
подходу к каждому ученику и его семье и более комплексному воспитанию.
В школах есть телевизоры, видеомагнитофоны и компьютерные
лаборатории - удивительно эффективные орудия, которые, поставленные на
службу обучения, позволили умножить знания наших детей. На Кубе ни один
ребенок не лишен доступа к этим современным средствам. Школы, в которых
не было электричества, сегодня имеют солнечные батареи, чтобы можно было
пользоваться компьютером, телевизором и видеомагнитофоном.
Компьютерному делу начали обучать с подготовительных классов.
В школы пришли 12 958 преподавателей основ компьютерного дела, подготовленные
в срочном порядке, и в то же время все учителя начальных школ также прошли
подобные курсы по этой дисциплине.
Дети, нуждающиеся в специальном образовании, также получили
новые современные средства обучения. Два года назад мы открыли первую
школу для детей-аутистов - болезнь, забытая почти во всех странах мира.
Теперь дети начинают изучать английский язык с третьего
класса при помощи видеоуроков. В школах ведется массовое обучение шахматам,
а также культурная работа и художественное воспитание благодаря первым
инструкторам искусств – 3 271 человеку, выпущенному 20 октября, отряд
которых будет пополняться ежегодно таким же или большим числом инструкторов,
кто будет работать не только в сфере образования, но и в остальных культурных
и социальных заведениях в жилых кварталах.
Нам удалось улучшить питание в школах, в которых предусмотрены
школьные обеды, и таковых уже огромное большинство.
Оказывается систематическое внимание детям, которые питаются
недостаточно, с тех пор, как в 2001 году осуществили первую программу
измерения веса и роста всех детей до 15 лет.
Недавно завершилось комплексное обследование всех детей, в которое входили
такие аспекты, как питание, воспитание, семейная среда и условия жизни,
и им уделяется надлежащее внимание.
Все эти преобразования позволили по-настоящему ввести систему
обучения до и после обеда, благодаря чему наши дети начальной школы стали
усваивать сегодня математику в 2,2 раза больше и испанский язык в 1,5
раза больше, чем это было четыре года назад; эти цифры должны возрастать
по мере того, как наша система образования продолжит запланированное развитие.
Сравнялись реальные возможности получения знаний и возможности физического
и умственного развития всех детей, независимо от места их проживания,
цвета кожи и социального происхождения.
Исключительные изменения в начальной школе были достигнуты
скромными средствами, использованными с умом и чувством равенства и справедливости,
а главное, предоставляя одинаковые возможности всем детям нашей страны.
Таким же образом ведется и будет продолжаться интенсивная работа в области
усовершенствования и развития других ступеней школьного образования.
В неполной средней школе также начаты радикальные преобразования, проходит
эксперимент новая модель образования, порывающая со старыми концепциями
обучения детей и подростков в седьмом, восьмом и девятом классах, которые
в остальных странах переживают глубокий кризис.
В этих классах сегодня имеется один комплексный преподаватель,
ответственный за 15 учащихся, который преподает все предметы, за исключением
английского языка и физкультуры. Он является классным руководителем, воспитателем,
наставником для каждого учащегося, который таким образом избавляется от
излишнего числа преподавателей по разным предметам, из-за чего было невозможно
достичь комплексности знаний и иметь воспитателя, необходимого на этом
решающем этапе жизни.
Благодаря этому шагу качественно улучшилась связь школы
с семьей, что способствует более широкому сотрудничеству и даже изменению
в отношении и обращении многих родителей со своими детьми.
Уроки математики, испанского языка, истории, английского
языка и физики даются детям при помощи видеозаписей с уроками, разработанными
самыми авторитетными преподавателями страны, что значительно помогает
усилиям преподавателей и повышает качество и глубину содержания изучаемых
предметов.
Увеличилось число уроков математики, компьютерного дела,
испанского языка и истории, благодаря чему учащиеся получают больше материала
и умножают свои знания по этим предметам.
Новые инструкторы искусств также работают в наших неполных
средних школах, пропагандируя культуру и приближая наших подростков к
лучшим традициям Кубы и мира.
Было запланировано, что учащиеся неполной средней школы
будут получать в школе второй завтрак или обед, что обеспечивает им надлежащее
питание, чтобы учиться до и после обеда, а также учащимся этой ступени
гарантируется большая безопасность, так как им не надо выходить из школы
до полного окончания занятий.
Второго декабря 2004 года 307 339 учащихся и 38 246 работников 591 городской
неполной средней школы начали получать бесплатный второй завтрак. Требуется
включить в эти программы учащихся 83 таких школ, что произойдет в первые
три месяца будущего года.
Учащиеся школ для детей с проблемами поведения обслуживаются
социальными работниками, которые отвечают за организацию действий общества,
чтобы изменить причины и неблагоприятные социальные условия, вызывающие
нарушения в поведении этих подростков.
Наши юноши и девушки с 16 лет и старше также находятся в
центре этих глубоких преобразований.
Созданы школы социальных работников, откуда выпущено уже
21 485 юношей и девушек - настоящий контингент поддержки и социальной
солидарности, действующий почти во всех народных советах страны. Ежегодно
готовят еще 7 тысяч молодых людей с использованием новых педагогических
концепций, причем не только в школах, предназначенных для этой цели, но
и в их муниципиях, в так называемых домах-школах, где для этого используются
телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и обучение ведется силами опытных
преподавателей, таким образом учащиеся находятся в прямой связи с социальной
действительностью мест, где они живут. Все учащиеся по окончании школы
имеют прямой доступ к многочисленным университетским специальностям, родственным
их многосторонней деятельности.
Были созданы курсы комплексного повышения уровня образования для молодых
людей в возрасте от 17 до 30 лет, которые после окончания девятого класса,
что является уже общим уровнем образования для этого возраста, не учились
и не работали.
Это позволило более 150 тысячам юношей и девушек включиться
в программы комплексного повышения уровня образования, получая соответствующие
их возрасту и потребностям поступления.
В результате этого 48 406 выпускников этих курсов смогли
продолжить учебу, получая высшее образование по различным специальностям,
включая медицину, с весьма положительными результатами.
В ходе Битвы идей была осуществлена старая мечта: универсализация
высшего образования, что открыло доступ в университеты всем молодым людям,
обучавшимся в рамках Программ Революции, и всем трудящимся в целом.
Эта программа предоставила неслыханные возможности молодым
и взрослым, которые раньше никак не могли получить высшее образование,
а теперь включаются в выполнение революционной задачи – дать общую культуру
всем гражданам, независимо от социальной работы, которую они выполняют.
Благодаря этим программам в стране существует теперь самое
большое число студентов за всю ее историю – 380 тысяч; из них 233 011
человек обучаются в 938 университетских аудиториях, существующих во всех
169 муниципиях страны.
Решительно и с готовностью откликнулись на этот призыв 65 427 преподавателей
и научных руководителей, работающих в системе универсализации, они пришли
из большого - более чем 700 тысяч – числа специалистов, воспитанных Революцией,
которые существуют в стране, несмотря на постоянную кражу умов, жертвами
которой являются страны третьего мира.
Наше стремление иметь превосходные высшие учебные заведения
привело к созданию Университета информатики – первого учебного заведения
такого типа, возникшего в ходе Битвы идей.
Едва ли через два года и три месяца после открытия этого
престижного высшего учебного заведения там учится уже более 6 тысяч юношей
и девушек из всех муниципий страны, используя новые концепции и революционные
методы работы и быстро достигая значительных успехов в образовании и производственной
деятельности.
Дух и концепции, применяемые в Университете информатики,
мы должны распространить на все техникумы этой отрасли, которые готовят
по всей стране почти 40 тысяч техников по информатике.
Этот недавно принятый проект, связанный с техникумами информатики,
можно рассматривать как последнюю программу Битвы идей за период с 2000
по 2004 год. На нее будут выделены необходимые материальные ресурсы и
оборудование. Министерство образования, Министерства информатики и коммуникаций
и Союз молодых коммунистов уже получили нужные инструкции.
Для всех кубинских семей Битва идей имела большое значение,
поскольку она открыла перед всеми без исключения детьми перспективы уверенности
в будущем и физического и умственного развития.
Это такая же жизненно важная сфера, как здравоохранение,
в которой делаются крупные инвестиции, охватывающие все 444 поликлиники,
107 из которых полностью преобразованы, а в 34 идут работы. К этому добавляются
усилия по реконструкции и модернизации, проводимые в 27 больницах как
часть программы, которая также распространится на все; открыто 217 залов
физиотерапии в поликлиниках, причем к концу будущего года все они будут
оказывать эти услуги; созданы 24 новых кабинета гемодиализа, 88 оптик
и 118 центров интенсивной терапии в муниципиях, которые, не имея хирургических
больниц, не располагали этим ценнейшим медицинским ресурсом, спасшим жизнь
уже тысячам человек.
Претворяющаяся сейчас в жизнь программа технологического
переоборудования охватывает целиком всю сеть учреждений первичной и вторичной
медицинской помощи, имеющихся в стране, что дает большое дополнительное
преимущество, приближая самые важные и качественные медицинские услуги
к домам граждан и к местам их проживания.
В сельской местности, в труднодоступных местах, где нет
электричества, было открыто 1 905 телезалов, которые открывают доступ
к информации, досугу и учебным телепрограммам более полумиллиону кубинцев,
проживающих в этих местах, - последним, у кого не было телевидения.
Расширение сети Молодежных компьютерных клубов до 300 позволило
за последние четыре года, с начала апреля 2001 года, когда были открыты
новые центры, доведя число компьютеров до 3 тысяч, обучить компьютерному
делу 436 753 соотечественников. Эта великолепная программа расширяется
добавлением еще 300 клубов, 100 из которых уже завершены.
Книжные ярмарки превратились в большой праздник кубинской
семьи. Традиционно она проводилась в столице, однако в 2002 году она охватила
уже 19 городов страны, а в этом году – 34, и в последних трех ярмарках
участвовало 9 с половиной миллиона человек, и было выставлено на продажу
более 15 миллионов книг.
Семейная библиотека способствовала тому, что наш народ получил доступ
к лучшим произведениям кубинский и мировой литературы, причем по умеренным
ценам. Было выпущено 100 тысяч комплектов по 25 названий. В издательствах
уже подготовлен второй комплект.
Были приобретены две новые современные типографии большой
мощности, одна из них уже действует в полную силу, а вторая находится
в процессе освоения инвестиций. Выделены средства на ремонт и модернизацию
и всех предприятий Национального полиграфического союза.
Телевизионный «Университет для всех», возникший 2 октября
2000 года, превратился в самый массовый и широкий университет страны.
В нем было прочитано 43 курса, занявших в целом 1 721 час. В этот момент
передаются шесть курсов. В уже прочитанных и передающихся сейчас курсах
участвовало и участвует 775 преподавателей, 265 из которых являются докторами
наук и 134 – магистрами.
Программы, созданные с тем, чтобы превратить тюрьмы в школы, оказали большое
воздействие на семьи, способствуя укреплению связей между семьями и молодыми
заключенными.
Обследование инвалидов позволило решить критические ситуации
с этими гражданами и членами их семей. Благодаря ему удалось предостеречь
эти семьи относительно опасностей наследственных заболеваний, и 6 052
матери получили возможность полностью посвятить себя уходу за своими детьми
с тяжелыми нарушениями, получая за это зарплату.
Было обследовано 366 864 человека с двигательно-моторными,
органическими нарушениями, нарушениями органов чувств и другими, включая
умственную отсталость. В национальном исследовании участвовало более 30
тысяч специалистов-научных работников и руководящий и вспомогательный
персонал. Пятого августа 2003 года был открыт новый Национальный центр
медицинской генетики.
В результате этих колоссальных усилий ради достижения самого
высокого уровня справедливости для нашего народа и создания самого полного
равенства возможностей для всех в эти последние пять лет в результате
Программ Революции было создано более 380 тысяч рабочих мест, преимущественно
для молодежи.
Согласно информации Министерства труда, в конце этого года безработица
сократилась до менее 2% - нечто совершенно невозможное ни в одной капиталистической
промышленно развитой стране.
Едва ли за три года было выпущено 44 979 новых учителей
и преподавателей, что равно одиннадцати обычным выпускам с дневных отделений
педагогических учебных заведений между 1988 и 2000 годами.
Как уже было сказано, у нас имеется сейчас 21 485 социальных
работников. В 2000 году, когда началась Битва идей, в системе социального
обеспечения во всей стране было только 795 социальных работников.
Завершились до 20 ноября работы по строительству, реконструкции
или расширению на 5 810 объектах, из них 1 732 в сфере образования, 1
537 - в сфере здравоохранения, 32 крупных заведений культуры, в числе
которых – капитальная реконструкция и расширение Высшего института искусств,
и 2 508 в рамках других программ Революции.
Были капитально отремонтированы 913 школ и построено 32
новых. В стране сейчас имеется 5 270 новых помещений для образования.
Едва ли за полтора года работы было произведено более 25
миллионов кассет, и сейчас строится новая фабрика для их выпуска.
Только что подписанные нами соглашения с Китаем гарантируют
приобретение 100 тысяч компьютеров в год, они будут направлены главным
образом на образование детей, молодежи и взрослых и на повышение квалификации
растущей массы техников и специалистов с высшим образованием в нашей стране.
Также настанет день, когда компьютеры будут использоваться
в массовом порядке, чтобы вести разговор с миром. Нет другого народа,
которому было бы больше чего сообщать и который был бы лучше для этого
подготовлен, принимая во внимание его политическую культуру и растущие
усилия по овладению английским и другими языками.
Первый миллион телевизоров, купленных у Китайской Народной
Республики, позволил 827 322 семьям кубинцев получить цветной телевизор
с экраном в 21 дюйм и великолепного качества, который потребляет на 120
ватт меньше, чем советский черно-белый телевизор. Это имеет глубокое и
массовое воздействие на уровень информированности и культуры нашего народа
и его возможности досуга. Остальные телевизоры были направлены для осуществления
программ образования, здравоохранения и других программ социального характера;
восемьдесят тысяч из них были использованы в целях международного сотрудничества;
сейчас мы получаем также из Китая еще 300 тысяч телевизоров с экраном
в 21 дюйм. В сфере образования уже используются несколько десятков тысяч
телевизоров с экраном в 29 дюймов, они другого происхождения.
В системе образования в классах и аудиториях установлено
109 117 телевизоров и 40 858 видеомагнитофонов, ставших великолепными
средствами обучения.
Возникло два новых образовательных канала, которые вместе с «Кубависьон»
и «Теле Ребельде» передают 394 часа в неделю образовательных программ,
что составляет 62,7% всех передач Национального телевидения. Из них 247
отведены планам обучения.
Если, проводя предыдущий съезд Союза молодых коммунистов,
мы с озабоченностью говорили о слабом выпуске книг для наших детей и юношества,
сегодня мы можем сказать, что за эти пять лет было издано 457 840 862
экземпляра книг, изданий газетного формата, брошюр и других видов полиграфической
продукции для различных программ и миссий.
Из них:
41 025 778 книг, изданий газетного формата и брошюр для программ образования;
15 979 198 книг для Книжных ярмарок;
35 371 157 изданий газетного формата с материалами «Круглых столов» и
Открытых трибун;
15 905 758 изданий газетного формата для «Университета для всех».
В 1999 году в стране было только восемь школ изобразительных
искусств. Сейчас этот вид обучения распространился на все провинции, такие
школы существуют в 17 городах.
В новую Национальную школу балета на 300 учащихся могут
поступать дети из всех провинций.
Сегодня 4 021 ребенок из всех муниципий столицы дважды в
неделю посещает занятия в кружках при Национальной школе балета. Такие
же кружки ведутся в других школах танца.
6 789 публичных и школьных библиотек получили энциклопедии,
словари, атласы и другие книги для обновления своего библиографического
фонда.
2 365 234 человека – мальчики и девочки, юноши и девушки
- получили книгу в качестве награды на своем выпускном акте.
Примерно 10 900 000 соотечественников участвовали в 161
Открытой трибуне, проведенной до настоящего времени.
11 800 000 человек участвовало в 18 проведенных шествиях.
До сегодняшнего дня проведено тысяча тридцать «круглых столов».
Они стали политическим университетом, дают актуальную и уместную информацию,
глубоко и правдиво анализируют грубую ложь и коварные акты агрессии со
стороны империи, направленные против нашего народа, и рассказывают о важных
темах международной политики, экономики, культуры, науки, спорта и других
интересных вопросах.
Поскольку Битва идей – как мы сказали однажды – это «битва
гуманизма против дегуманизации, битва содружества и братства против самого
грубого эгоизма, битва справедливости против самой жестокой несправедливости,
битва за наш народ и за другие народы», у нас сейчас 23 413 специалистов
и техников здравоохранения выполняют гуманные и солидарные миссии в 66
странах. Значительное их число трудится в самых бедных районах Венесуэлы,
великой родины Симона Боливара, где сейчас в разгаре процесс революционных
перемен, идущий под руководством нового исключительного политического
лидера, последователя идей Боливара и Марти, дорогого друга Кубы – Уго
Чавеса Фриаса.
Воздействие Битвы идей, ее принципов, ее рабочих концепций
выразилось не только в переменах в системе образования и жизни нашего
народа, но и в укреплении Союза молодых коммунистов и повышении его престижа,
он приходит к этому съезду с самым большим числом членов СМК за последнее
десятилетие: 557 298 человек, на 104 692 члена больше, чем в период VII
съезда. Сегодня молодежная организация имеет 49 054 низовых организации,
на 8 756 больше, чем в 1998 году. За два последние года на профессиональную
работу в Партию перешло 215 работников СМК.
Достигнутое до сих пор является плодом героических усилий
нашего народа и его великолепной молодежи. Но нам предстоит сделать еще
многое. Вы знаете, где существуют старые и новые трудности.
Как я указал однажды: «быть может, самое полезное из наших
скромных усилий в борьбе за лучший мир - это показать, сколькое можно
сделать такими малыми средствами, если все людские и материальные ресурсы
общества становятся на службу народа».
|