Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 
logo Газета "Круг друзей"

О гуманизме

Почему-то принято считать, что любое движение, основанное на любви – религиозное. Но любовь никогда не была чувством, принадлежащим одной вере - будь человек хоть христианин, хоть буддист, хоть атеист - он все равно остается человеком и испытывает любовь. Мне доводилось немало спорить с революционно настроенными социалистами об этом чувстве. Любовь или ненависть - что должно двигать истинным революционером? Только любовь. Любовь, которая начинается с малого: с ощущения бесконечной красоты отражающихся в лесном озере деревьев, с жалости к выброшенному на улицу котенку... "Стоп, какая сентиментальная гадость!" - скажите вы. Давайте разматывать этот клубок вместе. Многие говорят нам о гуманизме, но смысл понятия ускользает от них.
ГУМАНИЗМ - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. А любовь к человечеству (и уж никак не меньше!) должна начинаться с малого, с ощущения великой нежности внутри себя.
Обычно Великая Нежность подкрадывается незаметно, в самый неожиданный момент, выпрыгивает из-за угла и вцепляется в сердце. Стоит идти, расслабленно поводя глазами туда и сюда, привычно изумляясь многогранности сущего, как она приготовится, прыжок - и ее тяжелые лапы на ваших плечах. Хоть к дереву, это не имеет значения. К детям, к цветку, к закату - здесь не стоит смотреть на предмет, изучать нужно само чувство. Как только перестает хватать дыхания, как только вы встанете без движения, чтобы не спугнуть хитрого хищника Нежность, как только вы станете чем-то большим и мелкие мысли покажутся тесными, как каменный мешок, - вот тогда не прозевайте. Это и есть Любовь. Небо медленно розовеет, и в воздухе пахнет яблоками, и трава такая густо-зеленая, что не веришь глазам и предаешься несколько буддистскому отрешенному созерцанию... А тут в начинают упоенно трещать цикады - одна, другая, и вот уже целый хор абсолютно, ненормально слившихся звуком во что-то единое насекомых - и остается только сесть на траву (только аккуратно - не раздавите там никого!) и слушать. Тот, кто хочет слушать - тот СЛЫШИТ. Очень часто те, кто слышит, - хорошие и добрые люди. Они готовы помочь, они верят в лучшее, а если и совершают нечто гадкое - то терзаются душой. Обратите внимание! Это и есть сторонники ненасилия, пацифисты, те, кто любит.
Но бывает гораздо страшнее. Когда прямо при тебе топчут то, что ты любишь. Осень. Желтые листья всюду - в садах, на скамейках, на асфальте, и умиротворение последних теплых дней простирает над городом полы плаща. Осенью воздух такой прозрачный и густой, что его можно пить. Эта история случилась со мной девятого октября, в день смерти Команданте - символично, не правда ли? Я иду по небольшому переулку, и желтые листья на фоне ирреально голубого неба, и сквозь них - солнце. Я думаю о капусте и королях, о медовости воздуха, о сороке, скачущей по песочнице. И тут - скрипка. Звук высокий и чистый, а потом - зашлась в плаче. "Скрипка издергалась, упрашивая, И вдруг разревелась так по-детски..." Литературные ассоциации всегда немного отрезвляют, и чуть было не воцарившееся в моей голове господство музыки снова становится контролируемым.
Я иду вперед и вижу Скрипача. Он сидит на невысоком облупленном железном заборе, ограждающем детскую площадку, и играет. А рядом с ним, приставленный к чехлу скрипки, портрет Команданте. Я здороваюсь с музыкантом глазами и сажусь рядом. И стадия идет за стадией - кошка-нежность, сфинкс-любовь... И ни к чему конкретному. К этому дню, к своим воспоминаниям, к осыпающимся листьям, к человеку, умершему настолько далеко, что и представить страшно, тридцать девять лет назад... А потом пришли Они. Пятеро обгаженных придурков, которые сломали скрипку. Много чего еще тогда случилось, и я знакомлю вас с новым чувством.
Чувство Благородной Ярости, которое приходит сразу за крушением того, что ты любишь. Оно больше всего похоже на волну. Красная река заливает тебя, и ты уже на самом дне, в воронке ненависти. И тогда боль и страх уходят на второй план. И руки сжимаются в кулаки - сами собой, а уж буде рядом оружие... И вот тут - остановитесь. Это один из ключевых этапов спора. Многие говорят, что время Ярости - лучшее для борьбы. Оно толкает людей на дела, о которых вне этого ослепления и помыслить страшно. И вот тут - ключевая ошибка. Чувство Благородной Ярости хорошо лишь на короткий период времени, когда одно за другим рушится то, что ты любишь. Но нельзя использовать его во время долгой борьбы, целью которой ставишь построение нового общества, а не славный мордобой. Остановитесь и вдохните поглубже.
Как только ненависть уляжется, и на пепел выжженного сердца капнут первые слезы - вот тогда на нем зацветет иванчай, первое растение пожарища. Я называю его горькой силой. Потому что именно за болью и яростью к нам приходит настоящая воля к борьбе. Она холодная и вяжущая, часто те, кто выпьет ее настой до дна, становятся бездушными убийцами, фанатиками либо мертвыми душой. Они теряют возможность испытывать чувство любви. "Месть - это то блюдо, которое подается холодным", и вся их дальнейшая жизнь посвящена лишь этой закуске. Но есть самое последнее чувство, за которым - поле битвы без конца и края. Это чувство Священной Справедливости. Войдя в эту фазу, перестаешь ненавидеть, а если убиваешь - то во имя Любви, как бы парадоксально это не звучало.
Меня часто спрашивают, за что мы любим Че.
Каждый раз я теряюсь и не нахожу, что ответить.
Но сегодня я соберусь с силами и попробую.
Мы любим его не только за то, что он был борцом за справедливость. Не только за то, что он был философом и войном. Не только за то, что он был несгибаемым в своих суждениях и относился к себе строже, чем к другим. Предводитель, доктор, стратег... Человек, который жертвовал собой. Но главное - он жил, "никогда не теряя нежности". "Истинным революционером движет Великая Любовь. Невозможно себе представить настоящего революционера, не испытывающего этого чувства". Я как-то разговаривала с христианином, который убеждал меня в том, что любит весь мир. Он сказал мне, что каждый человек достоин любви, потому что в нем есть частица бога. А бога христианин любил беззаветно. Но попробуйте любить человека не за то, что он - образ бога, а любить просто так. Любить мир. Ни за что - просто так, со Священной Справедливостью. Сложно? Вот за это мы и любим Команданте Че. За его девиз жизни:
"Вероятно, в этом и состоит великая внутренняя драма каждого руководителя. Он должен совмещать духовную страсть и холодный ум, принимать мучительные решения, не дрогнув ни одним мускулом. Наши революционеры должны поднять до уровня идеалов свою любовь к народу, к своему святому делу, сделать ее нерушимой и целостной. Они не могут снизойти даже до малой дозы повседневной ласки там, где обычный человек это делает. Руководители революции имеют детей, в чьем первом лепете нет имени отца. Их жены - частица тех жертв, которые они приносят в жизни. Круг их друзей строго ограничен товарищами по Революции. Вне ее для них нет жизни.
В этих условиях надо обладать большой человечностью, чувством справедливости и правдивостью, чтобы не впасть в догматический экстремизм, в холодную схоластику, не оторваться от масс. Каждый день надо бороться за то, чтобы эта любовь к человечеству превращалась в конкретные дела, в действия, которые были бы примером для других, мобилизовали людей".

Д. Яхиева, студентка
г. Хабаровск


Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz