Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 
logo Газета "Круг друзей"

Социальные особенности системы образования на Кубе

Е.О. Подолько

В настоящее время Куба занимает лидирующее место по показателям уровня образования не только среди стран Латинской Америки, но и среди развитых государств.

С первых дней рев олюции 1959 года на Кубе в сфере образования начались коренные перемены. До этого образование в стране было доступно лишь представителям зажиточных слоев.

По данным переписи населения в 1953 году около 550 тыс. детей в возрасте от 6 до 14 лет не посещали общеобразовательных школ, в то же время 10 тыс. учителей были безработными. К моменту революции Куба представляла из себя страну, в которой 30% населения были неграмотны, а 90% находились между полной и функциональной безграмотностью [1]. Одной из первых мер , предпринятых кубинским правите льс тв ом в 1959 г., стало увеличение числа начальных школ, а с 1972 года начала действовать программа по гарантии среднего образования всем гражданам страны. Сегодня на Кубе средний уровень образования составляет не менее 9-ти классов и является обязательным. Развернута кампания по универсализации высшего образования: высшие учебные заведения должны будут охватывать все муниципии страны. Если говорить об основных решенным кубинским государством задач в области образования, то к ним можно отнести: полную ликвидацию безграмотности, внедрение разнообразных и более эффективных форм обучения, создание и совершенствование среднетехнического и профессионального образования, увеличение не только количества школ, но и высших учебных заведений, устранение различий в обучении между юношами и девушками, иных социальных различий.

Социальные особенности кубинской системы образов ания проявляются в следующих основных принципах ее функционирования.
1.Определяющая роль социальной политики в развитии национальной образовательной системы. Государство несет ответственность за ее структуру и деятельнос ть, финансирует все затраты в этой сфере. Все текущие и инвестиционные расходы системы образования (строительство школ, оборудование и т.д.) покрываются из госбюджета. В 1990-2001 годах, несмотря на имеющиеся в стране финансовоэкономические трудности, удалось удерживать бюджетные расходы на образование в процентном соотношении от ВВП на весьма высоком уровне (около 8%), а в процентном выражении от общих расходов увеличить с 15,8% в 1990 г. до 18,1% в 2001 году. В 2003 году бюджетные расходы кубинского государства на образование составили примерно 3 млрд. песо [2].

2. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях. В Конституции Кубы записаны принципы: «Обучение во всех учебных заведениях страны (начальная школа – университет) является одинаково доступным для всех» и «Образование является бесплатным». Эти принципы имеют соответствующие гарантии реализации. Кубинские дети бесплатно получают необходимые школьные принадлежности, школьную форму, в школах-интернатах обеспечивается бесплатное питание и безвозмездно в ы д а ю т с я п р е д м е т ы п е р в о й необходимости; во всех медицинских учреждениях страны школьникам и студентам оказывается бесплатная медицинская помощь и т.д.

3. Всеобуч и равноправие в получении образования т. е. предоставление равных возможностей независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и места проживания. На Кубе существуют организации: Министерство образования, Комитет защиты революции, Национальная полиция и др., которые контролируют как поступление детей в школы, так и их последовательное обучение в них. Ведется планомерная работа с не благопол у чными и неполными семьями, они получают поддержку и материальную помощь, чтоб позволить детям учиться на равных условиях с детьми из нормальных семей . Недавно создана «школа комплексного повышения квалификации «Кохимар»», предназначенная для решения двух основных задач: предоставить возможность продолжить или получить университетское образование молодежи от 17 до 35 лет, не учащейся и не работающей, а так же подготовить социа льных работников, которые будут помогать вышеперечисленным организациям обеспечивать на местах всеобщее обучение.

4. Учеба без отрыва от производства. На Кубе учеба совмещается с работой во имя осуществления главной цели образования – соединить теорию с практикой, школу с жизнью, образование с производством. Использование этого принципа позволяет развивать сознательность учеников как будущих производителей социальных благ. Например, школьники вносят реальный вклад в обеспечение населения продуктами питания.

5. Демократическое участие всего общества в решении задач народного образования. Этот принцип подтверждает общественный характер кубинского образования. В обеспечении всеобщего обучения участвуют социальные и негосударственные организации и институты, общественность. Родители, например, оказывают помощь школам в организации и проведении культурных, эстетических, спортивных, а так же разного рода развлекательных мероприятий.

6. Дифференцированный и компетентный подход в процессе школьного обучения.

В каждой школе стремятся выявить способности, возможности, проблемы детей с учетом обстановки в семье. Анализируется положение семьи, окружающей ее среды и после этого учитель работает, персонально с каждым учеником. В частности, большое внимание оказывается развитию и участию девочек в школьной жизни. В настоящее время, по официальным данным, именно девушки играют лидирующую роль в студенческих организациях.

Теперь более конкретно рассмотрим, как социальные особенности системы образования на Кубе проявляются в специфике разных уровней этой системы. Начнем с дошкольного воспитания, которое квалифицируется здесь как подготовка детей в возрасте от 0 до 5 лет к последующему успешному школьному образованию. Учитывая, что детские сады и учреждения так называемого «дошкольного учебного года» имеет возможность посещать сравнительно небольшой процент кубинских детей (в 2002 г., например, соответственно – 17% и 12% [2]) и для того что бы дошкольники, не посещавшие гос ударс тв енные воспитательные учреждения, смогли «при приеме в первый класс успешно влиться в учебный процесс, в 1992 год у принята социа льная программа «Обучи своего ребенка». Эта программа позволяет подготовить членов семьи к самостоятельному осуществлению воспитательной работы с детьми в домашних условиях. Анализ эффективности данной программы, проведенный в 1994-1999 годах, показал высокий у ровень развития детей, подготовка которых велась на ее основе. Отметим главные особенности работы с дошкольниками на базе программы «Обучи своего ребенка»: родители (семья): ведется систематическая работа по вопросам воспитания и развития ребенка; индивидуальный подход: консультации врачей от одного до двух раз в неделю членов семей, имеющих детей, в возрасте до 2 лет, в медпунктах по месту жительства; работа с группами: двухчасовые встречи по два раза в неделю с семьями, имеющими детей в возрасте от 2 до 5 лет. Дети в возрасте от 5 до 6 лет, проживающие в отдаленных или труднодоступных сельских районах Кубы, кроме индивидуального воспитания, посещают два раза внеделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-либо из членов семьи.

Для обучения членов семьи и контроля за исполнением воспитательных мероприятий внутри семьи привлекаются на добровольных началах учителя, преподаватели, воспитатели, врачи, медсестры, пенсионеры, студенты и общественные работники. Число участников указанной Программы из года в год увеличивается.

Начальное образование на Кубе является обязательным и составляет 6 лет. В начальных школах большое внимание уделяется развитию умственных способностей, формированию практических навыков к самостоятельной работе, приобретению и соблюдению общественных норм поведения и правил проживания в коллективе. Дети получают элементарные знания об окружающей природе и обществе, учатся трудиться на пришкольных участках, выращивая зелень и овощи для школьных столовых. В упомянутых школах не наблюдается отсева учащихся. В настоящее время Куба занимает самое высокое место в Латинской Америке по числу учащихся, поступивших и закончивших обучение в начальной школе [3].

Примечательны и такие факты: в 2002 году почти 20 тыс. кубинских преподавателей начальных школ прошли подготовку по работе с компьютером; между школами было распределено 82 тыс. телевизоров (один телевизор на сорок учеников) и 22,5 тыс. видеомагнитофонов, 24 тыс. персональных компьютеров, в том числе 8976 компьютеров поступило в начальные школы [4].

Что касается неполной средней школы , то она включает в себя обучение с 7-го по 9-й класс. Учеба в этих классах сочетается с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием, ведется работа по профориентации. Заметим, что в сельских школах учеба ведется по принципу интерната. А учащиеся городских школ н а 5-7 недель в году выезжают на сельхозработы. Государством выделяются значительные средства на повышение качества обучения и технической базы данных учебных заведений. Проводятся мероприятия, направленные на сокращение количества учащихся в каждом классе до 15 человек с целью обеспечения индивидуального подхода преподавателя к каждому ученику в процессе обучения и воспитательной работы.

Неполное среднее образование является обязательным. По его завершению ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средних школах или переходом в профессионально-технические училища. Для продолжения образования в университете нужно завершить полное среднее образование.

Средняя школа - по-испански preuniversitario – является заключительным этапом среднего образования. В этих школах (10-12 классы) идет процесс расширения и углубления знаний, развиваются способности и навыки, необходимые для продолжения учебы в высших учебных заведениях, в профтехучилищах или для начала трудовой деятельности. В стране действуют 193 городских и сельских средних школ, в которых обучается более 93 тыс. учащихся. Количество школьников, получивших среднее образование, увеличилось в стране с 23,4% в 1999 г. до 34,9% в 2002 г. Процент отсева учащихся за этот период удалось снизить с 3,6% до 2,7% [2].

В сети школьных учреждений, обеспечивающих среднее образование, выделяются профильные школы, в которых ведется отбор учащихся в соответствии с их способностями. Речь идет о школах со специальной программой по изучению точных наук; о профильных школах по подготовке педагогических кадров, в том числе и преподавателей искусств; о школах начального спортивного уровня, а также высшего спортивного мастерства; наконец, о школах искусств. Кроме того, действуют несколько средних школ военного типа, выпускникам которых предоставляется возможность поступления в высшие в о енные учебные заведения. Для поступления в профильные школы необходимо сдать вступительные экзамены по родному языку, математике и истории. В обычные же полные средние школы принимают на основании среднего балла, с которым ученики заканчивают неполную среднюю школу. Попасть в специализированные школы удается ученикам с высокими проходными
баллами.

Особое внимание уделяется школам с педагогическим уклоном (их более 30), в которых обучаются дети, обладающие педагогическими наклонностями. Они имеют важнейшее значение в формировании будущего преподавательского состава. В школах подготовки преподавателей искусств, например, учатся школьники, обладающие музыкальными, художественными, прикладными, театральными и танцевальными способностями, которые после 4-х летнего обучения могут работать в качестве инструкторов искусств в учебных заведениях национальной системы образования и в Домах культуры. В стране действует 15 таких школ, в которых обучаются более 11 тыс. учащихся [5]. В школах начального спортивного уровня и высшего спортивного мастерства общеобразовательная программа сочетается со спортивными тренировками и обучением различным видам искусств.

Среди специализированных школ выделяется школа имени Ленина с программой усиленного обучения точным наукам. Для поступления в нее государство выделяет определенное число мест для каждого района страны. При этом центральные районы, где проживают семьи с более высоким материальными социальным положением и где уровень знания детей значительно выше, чем у детей из более отдаленных районов, получают меньше вступительных мест, и конкурс для них, естественно выше. Это делается с целью компенсировать социальные различия в условиях жизни детей из менее развитых районов, которым в большинстве случаев удается завершить образование в школе имени Ленина, где в процессе обучен ия идет отсев учащихся, средний балл которых снизился до 85 (по 100- балльной системе оценки). Это школа-интернат, ученики живут здесь 5-6 дней в неделю, и лишь в выходные дни могут побывать дома.

Выборочные опросы выпускников названной школы в 2003 г. показали, что из 1.400 поступивших около 200 учеников не смогли завершить свое образование. Среди причин отчисления – не только снижение успеваемости, но и проблемы с дисциплиной. Большинство опрошенных констатировало непростые условия обучения, когда приходится выполнять жесткие требования как в учебе, так и в поведении в быту, когда пропускать уроки или опаздывать даже на пять минут считается серьезным нарушением. Готовиться к контрольным работам, семинарам и экзаменам необходимо самостоятельно, без расчета на помощь родителей или репетиторов. Каждые две недели нужно пять дней отработать в поле. Вместе с тем, окончившие школу положительно оценили товарищескую атмосферу, которую в ней сумели создать педагоги. Большинство учеников отметили, что смогли успешно закончить свое обучение в школе имени Ленина только потому, что научились жить в коллективе. По их словам, эта школа учит солидарности и равенству. Строгая единая форма не позволяет учащимся выделяться своим материальным положением, и все их усилия, в основном, концентрируются на процессе обучения и углубления знаний.

Теперь рассмотрим некоторые особенности высшего образования на Кубе. Оно нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов по широкому спектру специальностей. В кубинских вузах студенты получают знания, сочетая учебу с производственной практикой. Довольно широкое развитие в вузах получила научно исследовательская деятельность как преподавательского, так и студенческого состава. Учитывая социальные различия кубинских граждан, система высшего образования предоставляет студентам возможность обучаться на дневном, вечернем и заочном отделениях вузов.

Принимая во внимание существенные изменения, произошедшие как во всем мире, так и в кубинском обществе за последние годы, в стране внесены определенные коррективы в планирование и подготовку специалистов с высшим образованием. Этим объясняется динамика количества выпускников системы высшего образования (тыс.чел.).

В 1997-1998 – 2001-2002 учебных годах: 1997-1998 гг.- 19,4; 1998-1999 гг. – 16,9; 1999-2000 гг. – 16,5; 2000-2001 гг. – 17,0; 2001-2002 гг. – 16,8 [2]. Как видим, численность специалистов – выпускников вузов за последние годы несколько уменьшилась. Одновременно осуществляются меры по повышению качества высшего образования. В настоящее время на Кубе началась реализация программы универсализации высшего образования. Цель ее состоит в том, чтобы система высшего образования охватила все муниципии страны, чтобы молодые люди могли получить качественное высшее образование не уезжая в другой город, и к тому же бесплатно. Для этого создаются университетские центры для обучения студентов по месту жительства. Эта программа имеет социальную направленность, предусматривая, в первую очередь, решить проблему обучения студентов из отдаленных районов, материально менее обеспеченных. Одновременно продолжается работа над повышением качества и эффективности высшего образования. Этому способствуют курсы повышения квалификации.

Сказанное выше позволяет заключить, что решение социальных вопросов в системе образования на Кубе является приоритетным направлением ее развития в современных условиях.

Список использованной литературы
1. Periodico «Granma». 29 de mayo de 2003.
2. Congreso internacional «Pedagogia 2003» Boletin de inforvaciones. La Habana. 2003.
3. Institute for Static. UIS. UNESCO. September 2002.
4. Boletin de informaciones del Centro de las Estadisticas de la Republica de Cuba. Programas Sosiales en Cuba .2002.
5. Periodico «Granma». 22 de diciembre 2002; el boletin de inforvfciones de la sesion dela Asamblea Nacional de la Republica de Cuba.
Статья опубликована в журнале СоцИС №2 за 2004 г.


Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz