|
Выступление на чествовании генерала Листера
(Энрике Листер (1906-1989) – испанский коммунист (в
60-х годах один из лидеров компартии), в годы гражданской (национально-революционной,
антифашистской) войны 1936-1939 гг. – один из главных военачальников Республики
(командующий «Пятым полком», впоследствии прославленным V корпусом Республиканской
Армии).)
2 июня 1961 г.
Дорогие товарищи.
Сегодня от имени народа Кубы я имею часть ещё раз приветствовать находящегося
среди нас генерала Листера. Представлять его вам – миссия не из трудных:
уже много лет его имя известно всему миру, с той самой поры, когда Испания
трёхлетней войной против фашизма вписала в свою историю одну из самых
героических и трагических страниц.
Приезд генерала Листера подчёркивает символическую параллель между нашими
двумя странами:
сегодняшняя Куба, как и Испания тех зловещих дней, представляет собой
авангард прогрессивного мира в его борьбе против наступления империалистической
бестии.
Та прошлая битва, была проиграна. Несмотря на весь героизм испанского
народа, вопреки помощи,
которую смогли оказать ему другие народы мира и единственное в ту пору
социалистическое государство, борьба народа Испании, лишённая мощного
единого руководства, разъедаемого порой внутренними разногласиями;
народа, окружённого предательством западных держав, была проиграна. Республика
пала – и это открыло дорогу мировой войне…
Все знают, чем была Испания в ту пору: бастионом и испытательным полигоном,
где впервые было
испробовано оружие самой мощной державы тех лет – нацистской Германии:
пикирующие бомбардировщики и новые типы танков, массовые бомбардировки
и тактика блицкрига.
Но это была иная эпоха мировой истории, ускоряющей в последние годы свой
ход. Тогда существовала единственная социалистическая страна и её надо
было уничтожить. Сильных империалистических держав было несколько, они
готовились к борьбе между собой за господство над миром, но они совпадали
в том, что конечной целью борьбы должен был стать разгром Советского Союза.
Битва в Испании обернулась прелюдией тех гигантских сражений, которые
должны были развернуться и развернулись в полном объеме через два года
после её окончания.
Испания была страной-авангардом, которая пошла по пути создания народной
власти. Власть эта была
завоевана народом на свободных выборах, и он готовился осуществить реформы,
необходимые для осуществления своих чаяний. Но он забыл об армии, о том,
что та в основном представляла класс, побеждённый на выборах, но жаждавший
реванша.
Эта армия восстала в 1936 г. – и, несмотря на весь героизм народа, героизм,
который наполнил наши
сердца (быть может – бессознательно) гордостью принадлежности к той же
расе, гордостью чувствовать себя
более или менее прямыми потомками испанцев, - несмотря на эту борьбу,
народная власть пала.
И вот сегодня здесь – Куба, тоже возникшая по страстной воле народа и
находящаяся гораздо ближе от главной державы империализма. В силу этого
Куба стала сегодня одним из краеугольных камней и одной из
авангардных сил антиимпериалистической борьбы. И поэтому же окружение
и наступление империалистов
постоянно ощущаются на острове; они атакуют нас каждый день. Для них действительно
опасно, что в центре
того, что было задним двором империи, братские страны нашей Америки смогли
увидеть, на что способен народ, когда он приходит к власти. Поэтому раз
за разом они пытаются уничтожить нас.
Но история движется вперёд, и опыт, обретённый народами в их суровой борьбе,
не остаётся втуне. Там – Испания, здесь, в Америке, - Гватемала научили
нас той основополагающей истине, что любая народная власть должна опираться
на собственную, народную армию, которая до конца будет защищать завоевания
народа. А не на профессиональную, кастовую и классовую армию, которая
превращается в пятую колонну, разрушающую
народную власть.
Мы разгромили эту армию на первой фазе нашей борьбы, пришли к власти во
фронтальной борьбе против нее, полностью уничтожили её как корпорацию,
полностью заменили её и заявили об этом перед всем миром как об одном
из завоеваний кубинской революции, о наглядном доказательстве того, что
народ может восстать против армии – даже когда он безоружен, разбить её
в ходе продолжительной борьбы, вырвать из её рук оружие, стать
более сильным, чем армия угнетателей, взять власть – и затем ликвидировать
старую армию окончательно. Без её ликвидации взятие власти не будет полным.
Так пришли мы к этому, 1961 году, в котором мы ни в какой мере не являемся
одинокими. Так же как в «час Испании», в час Листера имя страны – передового
бастиона на слуху всего мира, и его народы смыкают ряды вокруг маленького
антильского острова. Так же, как и в ту эпоху, имя подобной страны служит
объединению всех сил прогресса в их противостоянии всем силам реакции.
Но сегодняшняя солидарность не та безоружная «солидарность» с республиканской
Испанией, которую проявили тогда народы мира; не только солидарность тысяч
людей, которые искали и нашли оружие и приехали из всех частей мира, чтоб
принять удар врага и умереть рядом с испанцами, защищая общее дело всего
мира (Че имеет в виду десятки тысяч (более 35 тысяч) бойцов интернациональных
бригад, тысячи советских добровольцев – летчиков, танкистов, советников.).
Человечество не стояло на месте в эти годы, и сегодня мы имеем нечто более
действенное.
Сегодня нам, борцам за мир, нашему премьер-министру Советский Союз вручил
Ленинскую премию мира как признание подлинности нашей борьбы за мир, за
то, что действительно является миром. Миром людей,
которые не только страстно желают его и готовы в максимальной степени
использовать мир на благо своего
народа, но и знают, что мир не выпрашивают на коленях; знают, что его
завоевывают и защищают смелостью,
могуществом, несокрушимым упорством; что мир не есть некое статистическое
состояние, но включает в себя динамику мировой истории. И что чем более
сильным, единым и готовым к борьбе будет народ, - тем легче будет ему
сохранить мир, которого он жаждет.
И этот миролюбивый народ, постоянно подвергающийся атакам империализма
– посредством наёмников, бомбардировок, всевозможных блокад, в этом, 1961
году поддерживается не только солидарностью безоружных, не только подавляющим
большинством людей доброй воли.
Солидарность сегодняшнего дня – это атомная солидарность, это солидарность
воинов, в рамках которой было ясно предупреждено, что Куба имеет право
жить в мире существуют правительства, готовые использовать всю свою силу,
все свои ударные средства, чтобы помочь Кубе выполнить этот долг, реализовать
право народов жить в мире. Строить своё будущее счастье.
Испания в своё время тоже жаждала мира, чтобы начать подлинное обновление,
чтобы выйти из
феодализма, превратившего сильнейшую державу Европы и мира во второстепенное
государство. И тогда
боролись испанские патриоты за то, чтобы изменить лицо страны, чтобы нанести
поражение силам зла – тем же, что существовали и здесь, и превратить Испанию
в тот земной рай, в который мы мечтаем превратить всю нашу страну. Этого
не произошло: слишком силён бы империалистический враг. Ни Листер, ни
тысячи Листеров не могли в ту пору изменить ход вещей; два миллиона испанцев
погибли тогда, защищая своё право на
благосостояние и счастье. Танки, самолёты и армии врагов оказались сильнее.
И сегодня всякий раз, когда мы
испытываем момент слабости – или сомнения, мы обращаем наш взгляд в прошлое
и снова вспоминаем об этих двух примерах из нашей недавней истории; об
уроках, которые служат нам, чтобы исправить ошибки и укрепить наш дух.
Мы вспоминаем о республиканской Испании – там и о Гватемале – здесь; мы
исправляем ошибки и
учимся бороться с империей и двигаемся вперёд так скоро, как мы можем,
вплоть до провозглашения, как вы
знаете. В день Первого мая этого года нашей Революции – первой социалистической
революцией в Америке. Это был исторический долгий путь, который мы прошли
за короткий промежуток времени: меньше чем за два с
половиной года. Но смогли мы пройти этот путь так быстро, смогли сегодня
продемонстрировать нашу
несокрушимую силу, нашу способность к сопротивлению и ускоренному строительству
лучшего мира, нашу
уверенность в конечной победе благодаря тому. Что в течение долгих лет
прошлого во всём мире были люди,
умиравшие для того, чтобы стала возможной сегодняшняя Куба. И потому,
что не годами, а веками человечество боролось за священную идею уничтожения
эксплуатации.
В ту пору, когда существовал только Советский Союз, окружённый сообществом
всех сил империализма, атакованный со всех своих границ – спасти его помогала
солидарность рабочих всего мира и история гигантского самопожертвования
рабочих и крестьян нового народного государства; история, для рассказа
о которой нужны
тома и тома. Но именно благодаря той борьбе и благодаря самопожертвованию
испанского народа можем мы
сегодня сказать всему миру: «Мы здесь, Революция – здесь».
Да, в Испании была война, гражданская война, очень жестокая война. Но
вместе с тем это была и битва, одна из битв другой, гигантской войны,
которую вёл империализм протии сил прогресса, и хотя тогда эта битва была
проиграна, время было выиграно, а оно в тот момент было воистину на вес
золота.
История ещё скажет, какова была точная цена этого времени, скольким обязан
мир самопожертвованию испанцев, - которые – порой – без оружия – вступали
в бой с фашистским варварством. Но даже не будучи пока в состоянии точно
оценить это, мы знаем всё величие самопожертвования Испании. И без всяких
сомнений,
прекрасными свершениями нынешних дней мы обязаны и той героической трёхлетней
борьбе.
Поэтому мы принимаем Листера как одного из нас не только потому, что он
испанец, - а уже одно это
делает его в известной мере нашим, но и потому, что он боролся и потому
как он боролся в той войне, которая
тоже была нашей, в войне, которая для нас неразрывно связана с борьбой
наших мамби, с тридцатью годами
борьбы за независимость Кубы; связана как звенья единой великой цепи войны
народов против
империалистических держав.
Один из предков нашего народа – это испанский народ, который три года
вёл борьбу, подобную той,
которую вёл Сандино в Америке. Не имеет значения, что пример их не стал
примером победы. Но он был и
остался героическим примером самопожертвования. Испания, Никарагуа, Гватемала
вчера и сегодня показывали, что и поражение может стать примером, необходимым,
чтобы исправить ошибки и продолжать идти вперёд.
Сегодня многие народы мира уже обрели свою свободу. И все новые присоединяются
к их числу.
К несчастью, Испании нет среди них. Народ Испании и 20 лет спустя ещё
не оправился от той жестокой борьбы.
Мы слушали здесь товарища Листера, который рассказывал о новых условиях,
сложившихся в Испании, о сегодняшней борьбе – мирными средствами – испанского
народа; о том, как шаг за шагом выигрывается эта
упорная борьба, о надежде отвоевать для мира этот кусок Европы, где господствует
феодализм и мракобесие. Все мы, я лично, весь народ Кубы, желают, чтобы
и так произошло, чтобы всё это быстро стало реальностью, чтобы испанский
народ, не прибегая к оружию, демонстрируя силу широких масс рабочего класса
и крестьянства, сумел добиться для себя такого правительства, какое он
сочтёт лучшим.
Но если этого не произойдёт, если реакционные силы откажутся считаться
с неумолимым ходом истории, не смогут понять, что та полоса её, когда
человек утверждался перед себе подобными как волк – близится к концу;
если они не поймут этого, и народ вновь, испытав всю глубину боли и унижения,
должен будет опять взяться за оружие и вернёт себе – своё в той форме,
в которой сочтёт необходимой, тогда мы сможем сказать товарищу
Листеру, великому борцу той эпохи, перефразируя стихи Антонио Мачадо (Антонио
Мачадо-и-Руис (1875 – 1939) – великий испанский поэт ХХ века, активный
участник антифашистской борьбы.): «Если мой револьвер на что-нибудь
сгодится – я буду рад сражаться в твоей колонне!»
|