|
Коллективное обсуждение, персональные решения и ответственность
Июль 1961 г.
Наша революция развивалась так стремительно и подход к возникающим проблемам
должен меняться настолько быстро, что они опережают способность [адекватной]
реакции и ассимиляции происходящего в определённых секторах революционных
организаций.
Данным докладом, который является плодом широкого обсуждения, мы и хотим
наметить общие контуры политики, которой должны следовать руководители
государственных предприятий в своих отношениях с такими рабочими
и политическими объединениями как технические советы, профсоюзы, ХУСЕИ
(ХУСЕИ – Junta Provincial de Coordinacion, Ejecucion e Inspeccion
– Советы (провинциальные) по координации, исполнению, и контролю, - возникавшие
на Кубе в ту пору органы местной власти.), революционные организации
и т.д.
Кубинская революция, быстро пройдя первый, демократический и антиимпериалистический
этап, переросла в социалистическую; с учетом этого все проблемы, которые
она ставит сегодня, должны рассматриваться с точки зрения
государства, которое идёт к социализму, и в свете основных руководящих
принципов марксизма, учитывая при этом опыт стран, уже реально строящих
социализм на своей территории. Всё это должно быть дополнено учетом основных
черт нашей собственной национальной идентичности – и необходимости их
адаптации к общим потребностям развития на каждом данном этапе.
Наша Революция уже миновала фазу борьбы, на которой неизбежно должны
были применяться общие жёсткие меры экспроприации капиталистов, в особенности
в промышленности, где было национализировано более 80% предприятий, сейчас
этот процесс продолжается посредством выкупа экспроприированного у тех,
кто бежит из страны, покидает предприятия или уличается в соучастии с
контрреволюционными элементами. Всё это привело к необходимости создать
государственный производственный аппарат, игнорируя при этом – с точки
зрения практических нужд – частное производство. В плане рассматриваются
производственные возможности и потребности в обеспечении государственных
предприятий («Предприятия», о которых идёт речь в статье (Empresa,
Empresa publica, Empresa Consolidada), понятие, соответствующее «отрасли
промышленности» или «главку» в отечественной терминологии. Иногда в качестве
синонима фигурирует термин «объединение.) и той немногочисленной
группы частных предпринимателей, которые продолжают сохраняться (взятых
как целое).
С течением времени само понятие предприятия менялось. Центральный совет
планирования дал определение предприятия, которое дословно гласит:
«Понятие общественного предприятия подразумевает интеграцию производственных
единиц, производящих одинокую или схожую продукцию или оказывающих одинаковые
или схожие услуги, хотя это не исключает возможности того, что в отдельных
случаях по практическим соображениям общественные предприятия могут строиться
и на других принципах интеграции».
Решение Центрального совета планирования гласит:
«Предоставить в принципе общественным предприятиям следующие полномочия:
а) заключать контракты на закупку или получение материалов (электроэнергии,
сырья, смазочных материалов, запчастей для действующих машин);
б) заключать контракты на продажу или передачу созданной продукции;
в)заключать контракты на строительство зданий и приобретение машин и
оборудования, необходимых для увеличения производственных мощностей входящих
в объединение единиц согласно утверждённому праву
капиталовложений;
г) заключать коллективные трудовые контракты и соглашения;
д) назначать, передвигать и увольнять неруководящий состав входящих объединение
организаций, согласуя эти вопросы с Министерством труда и руководствуясь
утверждённым штатным расписанием;
е) определять, в каких производственных единицах должен вестись бухгалтерский
учет;
ж) разрабатывать бюджет, на основе которого предприятия посредством государственных
ассигнований будут получать необходимые фонды для обеспечения контрактов,
упомянутых в пунктах а), б), г), а также передавать в национальный доход
прибыль от продажи продуктов».
Таким образом, государственное предприятие является объединением более
или менее схожих производственных единиц, которые работают, имея установленный
бюджет, и в соответствии с этим бюджетом определяют свои
производственные задачи, подписывают контракты с целью их выполнения,
заключают коллективные договоры и соглашения, назначают. Передвигают и
увольняют неруководящий состав входящих в объединение по согласованию
с Министерством труда, заключают договоры на строительство сооружений,
покупку машин и т.д.
Администраторам каждой фабрики (Здесь – и в дальнейшем – слово «фабрика»
означает любое предприятие в привычном для нас смысле этого слова. Синоним:
производственная единица.) передаётся часть функций директора объединённого
предприятия, но в отношении начальников отделов мы можем не отделять
руководителей объединённого предприятия от руководителя фабрики. В действительности
объединённое предприятие является количественным объединением ряда фабрик,
но приблизительно с теми же функциями.
Каковы руководящие кадры сегодняшних предприятий Министерства промышленности
согласно последнему утверждённому регламенту? Начальник экономического
отдела, начальник производственного отдела и начальник отдела сбыта и
закупок. Три наиболее важных человека, которые вместе с директором осуществляют
исполнительную власть на предприятии. Но объединённое предприятие, как
и фабрики – я вновь повторяю это, - не представлены только этой
руководящей группой государственных служащих; там существует ещё две очень
важные организации, которыми являются профсоюз и технический совет. Отношения
между каждой из них должны быть четко определены.
Прежде чем продолжить, следует уточнить, что фабрики являются собственностью
всего народа, а так как народ в нашей стране представлен государством,
значит, они являются собственностью государства. Кубинский народ поручил
государству миссию руководить производством для достижения целей социалистической
революции. И именно социалистический характер Кубинской революции определяет
общие направления производства; отвергая анархию капиталистического производства,
революция провозглашает план рационального социалистического производства.
Поэтому план – одна из направляющих осей социалистической системы, в нём
выдвигаются задачи, в которых согласуются усилия всей страны, гармонично
распределённые и тесно увязанные между собой.
Конечно, правительство не может диктовать нормы, составлять планы, ставит
цели без участия народа, так как в этом случае план был бы неэффективным,
бюрократическим. Поэтому предприятие должно обращаться к своим
служащим и рабочим с целью привлечь их к обсуждению планов, вовлечь трудящихся
в дела производства и в решение производственных вопросов в такой форме,
чтобы конечный результат был бы «живым», итогом практических
обсуждений определённых тем, которые могли бы привести к законченным выводам.
Следует добавить, что согласно действующим принципам руководства предприятиями
в социалистических странах администратор и административный совет несут
единоличную и абсолютную ответственность за выполнение возложенных на
них обязательств. Это должно быть предельно ясно; не может допускаться
никакого уклонения со стороны администратора исполнения от исполнения
функций, возложенных на него государством; он не может ни уступить, ни
передоверить функции, предоставленные ему как директору предприятия или
администратору фабрики. Только исходя из этого основного критерия, можно
начать обсуждение поставленной проблемы.
Какими должны быть отношения между администратором и профсоюзами?
В заголовке статьи уже содержится мысль, что руководство должно быть
единым при личной ответственности и коллективном обсуждении. Директора
– мы уже говорили об этом – должны выполнять и добиваться от других выполнения
общих указаний министерства; кроме того, они должны и руководить всеми
этапами непосредственного планирования, организацией, реализацией и контролем
всех функций и дел объединённого предприятия или фабрики.
Директор объединённого предприятия должен:
а) руководить составлением и выполнением государственного плана в части,
касающейся объединённого предприятия, являясь главным лицом, ответственным
перед министерством за хороший ход работы;
б) руководить составлением и выполнением государственного плана в части,
касающейся объединённого предприятия (технико-экономический план объединённого
предприятия);
в) следить за выполнением установлений, касающихся работы, заработной
платы, контрактов, технологии, финансов, мер безопасности и гигиены труда
рабочих. Следить также за правильным и эффективным использованием
ресурсов, выделенных объединённому предприятию государством;
г) принимать сочтённые им необходимыми решения внутреннего характера,
направленные на улучшение работы объединённого предприятия. Издавать необходимые
им инструкции по лучшей организации административной,
экономической, технической, производственной и коммерческой деятельности
объединённого предприятия;
д) информировать, стимулировать, обучать личный состав объединённого
предприятия, повышать его способность к более революционной, эффективной
и экономичной деятельности;
е) подписывать необходимые документы общественного и частного характера,
которые однако никоим образом не должны по своему содержанию выходить
за пределы, установленные в технико-экономическом плане объединённого
предприятия;
ж) председательствовать на административных советах, комитетах и собраниях,
которые проводятся для информации и координации различного рода деятельности
объединённого предприятия;
з) сотрудничать с революционными и профсоюзными организациями;
и) добиваться активного участия трудящихся в управлении и выполнении
плана.
Какова будет роль профсоюзов?
Профсоюзы имеют две различные функции, которые в революционную эпоху
дополняют друг друга.
Одна из них – понять общую идею организации и целей правительства, обсудить
её на уровне конкретного предприятия или завода и довести эту идею до
сознания основной массы трудящихся, чтобы в их сознании укоренилось понимание
того, что нужно сделать, и чтобы это сознание и дальше с ещё большей силой
продвигало дело вперёд.
Другая задача, по видимости противоположная первой, состоит в защите
специфических и непосредственных интересов рабочего класса на уровне предприятия
или фабрики. Установление социалистической системы не устраняет противоречия,
но изменяет форму их разрешения. Сейчас также будут иметь место противоречия,
и в их разрешении профсоюз будет играть важную роль, обосновывая точку
зрения трудящихся определённой отрасли для возможного
удовлетворения их нужд (без ущерба общим интересам всего рабочего класса:
построению социализма и индустриализации страны в короткий срок), когда
нужды эти не учитываются при определении норм труда, когда нормы эти вступают
в противоречие с тем, когда нормы эти вступают в противоречие с тем, что
было завоевано в ходе многолетней профсоюзной борьбы, когда игнорируются
насущные нужды рабочих предприятия и когда дело касается общего обсуждения
коллективного трудового договора. Как же может быть совмещена вся эта
защита непосредственных интересов рабочего класса с его участием в больших
экономических начинаниях правительства? Просто потому, что между этими
двумя задачами нет сущностного противоречия; правительство старается вести
страну вперёд, по возможности более быстро, используя возможно большее
количество ресурсов для улучшения положения наибольшего количества людей
в наиболее короткий срок. Это великое стремление, но иногда на каком-то
заводе оно сталкивается с практическими трудностями и проблемами; в этом
случае задача профсоюза – привести в соответствие реальные условия своего
рабочего центра и общие установки развития государства. Могу привести
пример, чтобы пояснить эту мысль.
Предположим, что на одном промышленном предприятии (не будем его сейчас
называть) имеется цех, работа в котором вредна для здоровья; страна нуждается
в продукции, для получения которой приходится работать в спешном порядке,
в очень нездоровых условиях. Экономические инстанции через свои организации
передают просьбу директору указанного предприятия; директор хочет удвоить
показатели производства, просит увеличить время работы, просит о других
жертвах, необходимых для увеличения производства без новых вложений, которые
в этот момент сделать невозможно. Профсоюз может выступить и сказать:
«Подождите, от этой группы рабочих просят несоразмерных усилий, потому
что работа по стольку часов вызывает такую то болезнь, ведёт к физическому
износу; потому что нет
минимальных условий охраны труда, потому что есть то или нет другого.
От имени рабочих, которых мы представляем, требуем, чтобы были улучшены
условия труда, улучшены санитарные условия, социальное страхование; всё
это нужно, чтобы выполнить задание правительства, и в случае удовлетворения
наших просьб мы обязуемся сделать это».
Естественно, речь идёт о крайнем случае; администрация всегда учитывает
условия, необходимые для выполнения рабочими своих заданий, имеет в виду
благосостояние рабочих и не станет требовать от них того, что
карикатурно изображено в нашем примере, но здесь как раз в общих чертах
и проявляется та, другая задача профсоюза, о которой говорилось выше.
Профсоюз должен выполнять эту двойственную функцию наблюдения за условиями
труда рабочих и служащих, давая при этом революционное направление самопожертвованию
или необходимым усилиям масс со всей честностью, на которую способны сознательные
пролетарии, так как общие направления экономической политики Революции
определены желанием создать больше благ для повышения благосостояния рабочего
класса, крестьян, всего народа.
Профсоюз должен хорошо знать, каковы эти направления и каким образом
надо воспитывать массы для быстрейшего достижения запланированных показателей;
для этого он должен иметь доступ к управлению предприятием. Пока структуры
управления предприятием ещё не упорядочены, желательно, чтобы администрация
предоставила секретарю профсоюза место в совете дирекции. Этот личный
контакт даст возможность внести большую ясность в сознание рабочих, позволит
им яснее увидеть экономические задачи.
Деятельность профсоюзов тесно связана с повышением производительности
труда и укреплением трудовой дисциплины – краеугольными камнями процесса
построения социализма. Профсоюзы также участвуют в подготовке администраторов
из рабочих, повышая их технический и политический уровень.
Другой задачей профсоюзов, о которой уже шла речь, является забота о
непосредственных материальных и духовных интересах рабочих. Согласовывая
все эти интересы путём обсуждения и убеждения (это основной метод правильных
действий), профсоюз выполнит все свои обязанности в этот период напряжённого
развития производительных сил.
Таким образом, отношения между директором и профсоюзом должны быть сердечными,
гармоничными и носят характер взаимодействия, причём действуют они в разных
сферах; за всё, что связано с управлением, ответственность
несёт администратор, который должен осуществлять свою власть; в области
воспитания и повышения идеологического уровня масс профсоюзы несут большую
ответственность и должны выполнять эту задачу с глубоким революционным
чувством.
Любое противоречие должно разрешаться посредством дискуссий, потому что
самое сильное оружие рабочего класса – забастовка – является орудием насильственного
разрешения классовых противоречий; явлением, которое не должно иметь места
в обществе, идущем к социализму; рабочие забастовки на наших предприятиях
будут означать оглушительный провал деятельности нашей администрации,
а также явятся. К сожалению, выражением изъянов политического сознания
рабочего класса.
К счастью, оба этих отрицательных феномена изжиты в нашей стране; значительно
повысилась сознательность рабочих, и направление нашей экономической политики
является правильным, имея как основную задачу – удовлетворение интересов
рабочего класса в целом.
Ярким выражением нынешнего положения дел, совершенно отличного от прошлого,
и является добровольный труд рабочих, труд, возглавляемый и направляемый
профсоюзами. В сознании рабочих уже твёрдо укоренилась идея, что невозможно
отделить предприятие от трудящихся, что это – единое целое и что, когда
трудящийся делает что-то для предприятия, он делает это для своего блага
и для блага всего народа. Таким образом, добровольный труд сплачивает
рабочих, которые переходят из одного вида работы к другому, исходя из
потребностей страны; по мере необходимости он позволяет проводить ротацию
трудящихся в различных отраслях или предприятиях, как это было с производством
сахара, когда трудящиеся всех отраслей внесли свой вклад в это дело и
тем самым содействовали объединению сознания рабочего класса страны, претворению
в жизнь её важнейших лозунгов.
Технический совет (Consejo Tecnico Asesor)
Существует – особенно на уровне отдельных фабрик, но также в объединениях,
орган, более или менее технический, именуемый Техническим советом. Он
состоит из наиболее отличившихся рабочих от каждого подразделения производства,
которые, объединившись, консультируют администратора по практическим мерам,
которые необходимо осуществить в каждом производственном подразделении.
Сфера деятельности Технических Советов – все революционно-технические
проблемы. Например, нужна какая то запасная часть, машина стоит из-за
её отсутствия, инженер считает, что эта деталь должна быть доставлена
из-за границы, на что нужны полтора месяца; что эту деталь невозможно
починить и поэтому нужно остановить машину. «Во всяком случае, - скажет
инженер, - эту деталь нужно доставить самолётом».
Собирается Технический совет, обращается к практическому опыту всех рабочих
и решает, что эту деталь можно отремонтировать на Кубе, пока не прибудет
новая. Ставится задача, и деталь ремонтируется. Как охарактеризовать работу
этих людей? Она была технической, но она была и революционной. Это является
основной функцией Технического совета, но он же с высоты своего положения
в фабрике может очень хорошо ощущать, как развиваются производственные
отношения, может видеть значение дисциплины труда, значение организации
труда; то как воспринимают в различных цехах предприятия ошибочные действия
администрации на том или ином участке.
Таким образом, Технический совет является экспериментальной лабораторией,
в которой рабочий класс готовит себя для выполнения великих задач будущего
– всестороннего управления страной. Он должен способствовать развитию
всех рабочих, способных к творческому росту и вместе с профсоюзами предлагать
им учиться на различных курсах, создаваемых сегодня; должен постоянно
работать над повышением технического уровня рабочих, в то время как профсоюзы
и революционные организации обязаны повышать их культурный и идеологический
уровень.
Администратор является председателем Технического совета. Его решения
на уровне предприятия или фабрики окончательны, но могут быть переданы
на рассмотрение в высшую организацию. То есть, если речь идёт о фабрике,
Технический совет может (да и должен) сообщить директору объединённого
предприятия, что такой-то администратор завода совершает такие-то и такие-то
действия, которые идут вразрез с политикой министерства и наносят ущерб
производству, рабочим и общему ходу дел на фабрике; если директор объединения
не обратит внимания на это заявление, можно послать его ещё выше, соответствующему
заместителю министра. Как видите, существует надёжная гарантия, что все
заявления Технического совета будут рассмотрены лицами, ответственными
за проблемы производства.
Таким образом, технический совет имеет целью дополнять действия дипломированных
техников и улучшать условия труда, опираясь на свой опыт и революционный
энтузиазм. В особенности его задача будет состоять в изучении проблемы
запасных частей, в рационализации процесса производства, повышения производительности
труда; он также будет сотрудничать с профсоюзами в работе, направленной
на улучшение дисциплины труда и повышение технической грамотности рабочих.
Кроме того, сейчас его насущной задачей является разработка – совместно
с ответственными лицами Министерства труда и соответствующих министерств
– нормативов труда. Эти нормативы станут основой для расчёта заработной
платы в социалистической системе, именно вокруг них формируется коллективный
договор.
В производстве участвует ещё одна очень важная социальная группа, которая
в силу особенностей политического развития страны закономерно отстала
в своей идеологической эволюции. Речь идёт о техниках («Technico»
по нашей терминологии
соответствует «инженерно-техническому составу» (ИТР).). На Кубе техниками,
как правило, были люди, вышедшие из мелкобуржуазной среды или высших слоёв
населения, чьи отцы имели деньги на обучение здесь или за границей, как
правило, в Соединенных Штатах; кроме того, они были воспитаны в духе почтения
к североамериканской технике и преклонения перед ней. После завершения
учебы такой техник чаще всего проходил курс на каком-нибудь американском
предприятии и часто шёл работать также на американское предприятие. Таким
образом, его идеологический горизонт замыкался на его практических занятиях.
У него не было контактов с другим миром и для него отвратительно всё то,
что не является «свободной инициативой» и не даёт ему возможности тоже
когда-нибудь
разбогатеть. И хотя его сегодня эксплуатируют, хотя его старший товарищ,
какой-нибудь инженер, которому уже 60 лет, продолжает прозябать в роли
скромного служащего, как и раньше, несмотря на всё это, он лелеет надежду
и поэтому не испытывает симпатии к обобществлению предприятий. Он привык
работать по нескольку часов в день, привык, чтоб его уважали, а может
быть, и побаивались рабочие. И вдруг он увидел, как весь окружающий мир,
очень стабильный, который он видел незыблемым за все годы своего в нём
существования; мир где он жил в относительном удобстве и с иллюзорными
возможностями осуществить большой скачок к богатству, неожиданно рухнул.
Кроме того, рабочие на фабриках вообще видят в технике союзника хозяина,
безжалостного человека, который заставляет их больше работать, заставляет
соглашаться с той или иной работой, определяет квалификацию рабочих; с
основанием или без основания рабочие переносят свою ненависть к старым
хозяевам и на инженеров. Инженер чувствует себя преследуемым и начинает
искать то, что могло бы ориентировать его в этой обстановке, помочь ему
преодолеть
кризис; вот здесь, в этой ситуации и важна роль администратора. Администратор
– именно тот человек, который должен оказать помощь инженерам и техникам,
заботиться об их идеологическом уровне, показать им – на своём примере,
в
постоянных с ними беседах, что может социализм, ясно изложить им правду
о том, что при социализме техник имеет больше возможностей для своего
развития, чем при капитализме; что, хотя можно найти один, два или пять
примеров
техников, разбогатевших при капитализме, сотни и тысячи других техников
должны были для этого пройти через унижения и эксплуатацию. Нужно оказать
ему доверие, приблизить его к революционному процессу. Техник не запятнан
никаким первородным грехом и нормы его поведения просто определяются воспитанием,
которое он получил, общественным классом, из которого он вышел, обстановкой,
в которой прошла вся его жизнь. Революционный администратор должен работать,
добиваясь чтоб его техники оставались в стране; чтобы в их сознании произошёл
идеологический переворот, который позволил бы им не только просто работать,
но работать с энтузиазмом для Революции, чтоб они слились с рабочим классом;
классом, который в самом ближайшем будущем призван решать судьбы страны.
Всё это нужно делать, не упуская, однако, из виду, что нельзя позволять
ни малейшего превышения техниками своих прав и функций; можно допускать
все их идеологические сомнения и все выпады против существующего реального
положения, но нельзя им разрешать, например, чтобы они в силу старого
образа мышления плохо обращались с рабочими, отсутствовали на работе,
отказывались отремонтировать какую-нибудь машину или работать с техниками
из
социалистических стран, которые прибыли в составе многих специализированных
групп, присылаемых этими странами с целью помочь нам. Задача администратора
– убеждать, но убеждать твёрдо, это является одной из самых деликатных
сторон его повседневной работы.
Всё это – задача переходного периода; лицам, вышедшим из общественных
классов, потерпевших поражение в ходе борьбы, должна быть оказана помощь
на тот период времени, в течение которого они перестанут себя чувствовать
чужими в новом обществе и войдут в него. В будущем новые техники выйдут
из рядов рабочего класса и крестьянства, их слияние с Революцией будет
полным и дух социалистического соревнования станет для них естественным
делом.
Очень важно уже сегодня приложить максимальные условия, чтобы рабочий
класс шёл к овладению техникой, так же как он семимильными шагами идёт
дорогами идеологического развития. Так быстрее смогут рабочие овладеть
контролем над аппаратом производства, что является экономической основой
новой системы.
Эта совокупность революционных органов – Технический совет, профсоюзы
и администрация, возглавляемая главным администратором, - имеет ряд общих
задач и отношений. Задачи их в основном уже уточнены; что касается отношений
между ними, то следует настоятельно и четко объяснить, подчеркнуть, так,
чтобы бросалось в глаза: ответственность за выполнение планов правительства
несёт администратор и, следовательно, на него ложится полная ответственность
за выполнение распоряжений правительства, направленных на выполнение плана.
Должна существовать широкая интеграция этих органов, следует устанавливать
постоянные связи, которые позволят обмениваться мнениями в любой момент
и советоваться по всем необходимым политическим и техническим аспектам
данной проблемы с тем, чтобы администратор в последней инстанции и под
свою полную ответственность принял решение. Именно это и позволит конкретному
предприятию или объединению идти правильным путём.
Наряду с этими учреждёнными органами, обладающими, можно сказать определённой
институционностью, существует ещё один, который имеет стратегическую важность,
поскольку должен стать истинным выразителем чаяний и мнений рабочего класса,
- производственная ассамблея-совещание.
Производственное совещание призвано охватить всех рабочих фабрики, это
демократический орган, где трудящиеся свободно излагают свою точку зрения
на ход производства и выполнение плана. Производственное совещание представляет
собой как бы палату представителей, которая обсуждает свои собственные
задачи и задачи всех служащих и рабочих.
Там должны господствовать как средство социалистического воспитания критика
и самокритика. Они позволяют обменяться различными, иногда противоположными
точками зрения, воспитывать администраторов в духе критического анализа
их собственных задач перед всем коллективом предприятий, а последний –
через действенный контроль за выполнением администрацией своих задач.
Критика и самокритика являются основой повседневной работы, но наиболее
ярко они проявляются именно на производственном совещании, где обсуждаются
все вопросы, связанные с производством, и где работа администратора будет
подвергнута критике со стороны рабочих, которыми он руководит. В то же
время необходимо ещё раз подчеркнуть, что обсуждения должны вестись с
позиций логики и здравого смысла – не с позиций силы и не исходя из мелочных
и частных интересов. Метод «указов», высочайших повелений – неэффективен.
Точно так же, как представления о том, что администратор должен ублажать
рабочих, потому что, если не будет делать это, что они желают, он останется
вне предприятия.
Из новых органов, созданных Революцией, самым молодым является ХУСЕИ,
который основал в Ориенте товарищ Фидель Кастро; затем они были созданы
повсюду, вплоть до провинции Матансас; их нет только в Гаване и в провинции
Пинар-дель-Рио. ХУСЕИ имеет две важные функции, одна из которых связана
с проблемами производства на центральном уровне, а вторая – с координацией
связей на местном уровне. ХУСЕИ в настоящее время осуществляет функции
местной политической власти. В этом качестве он должен знать всё, что
происходит в данной местности, в зоне, о которой идёт речь, и даже в провинции.
В этом случае отношения с центральным руководством не так важны.
В то же время ХУСЕИ выполняют функцию специального аппарата координации,
наблюдения и контроля государства на местном и провинциальном уровне,
и очень важно, чтобы эта функция тщательно выполнялась. Здесь отношения
должны строго осуществляться в соответствии с установленными принципами
с тем, чтобы не происходило трений, не было бы бесплодной работы, и чтобы
функции ХУСЕИ не возрастали чрезмерно, порождая анархию руководства. Следует
исходить из основной предпосылки, что администрация каждой отрасли производства
является высшим органом власти в этой определённой отрасли. Конфликты
между подразделениями различных министерств, конфликты любого характера,
возникающие на уровне провинции или населённого пункта, ХУСЕИ должны решать
в духе сотрудничества, призывая стороны к их обсуждению; ХУСЕИ не является
исполнительным органом в сфере экономики и никогда не моет посредством
местной директивы исказить общенациональные установки, намеченные соответствующим
министерством.
Необходимо установить это различие: например, конфликт между администраторами
государственного предприятия, принадлежащего Министерству промышленности,
и другого предприятия, принадлежащего Министерству транспорта, имеющий
местный характер, можно разрешить на местном уровне, и ХУСЕИ, в котором
представлены обе эти организации, может действовать в духе их примирения,
пытаясь найти решения наиболее разумные, наиболее справедливые, приносящие
максимальную пользу стране. Если же происходит конфликт между администратором
какого-нибудь предприятия и служащим высшей иерархии соответствующего
министерства – в этом случае ХУСЕИ должен воздержаться от вмешательства.
Управленцы прежде всего должны помнить, что в административном порядке
они подчиняются министерству, к которому относятся, это во-первых, и что
отношения с ХУСЕИ являются в данном случае вторичными. Иначе говоря, недопустимо,
чтобы заявление от рабочих и администратора на какого-либо служащего вышестоящей
инстанции подавалось в провинциальный ХУСЕИ, в обход министерства, так
как это было бы нарушением административного порядка.
Так же как и при отношениях с профсоюзами и Техническим советом, отношения
между руководителями предприятий и ХУСЕИ провинций должны помочь объединению
усилий, к которому мы все стремимся, и тому, чтобы сделать более эффективной
работу администратора. Однако администратор никогда никоим образом не
может отказаться от своих законных прав и основных обязанностей; следует
сказать, что управление предприятием – это его ответственность, и за всё,
что происходит в процессе этого руководства он должен отвечать перед соответствующим
министерством. Исходя из этих предпосылок, ХУСЕИ, в который входят представители
революционных организаций и местных административных органов, выполняет
важную задачу: он призван координировать действия всех этих сил, сглаживать
«шероховатости» и работать на общее благо, делая всё для полного использования
производственныхвозможностей страны на местном уровне.
Каковы же главные задачи администратора? Можно сказать в данный период,
что основной его задачей является выполнение и перевыполнение плана. Как
администратор обеспечивает выполнение или перевыполнение плана? В основном
двумя путями: за счёт роста объёма производства и повышения производительности
труда. Производство, т.е. создание продукции, необходимой для достижения
намеченных задач, и производительность, т.е. ускорение процесса производства
таким образом, чтобы с меньшими или теми же самыми затратами производить
больше. Можно добиться необходимой производительности посредством различных
факторов: координации административных и технических сил с производительными
силами, с рабочими, глубокое усвоение основными массами рабочих мысли
о важности выполнения плана и повышение рабочими своего технического уровня,
начиная с самого низкого.
Важную роль в данный момент играет то, что идеологические сдвиги в сознании
масс, их желание сделать больше и лучше кристаллизуются в развитии соревнования.
Соревнование – одна из опор ускоренного развития страны,
переживающий период революции, и его условия должны досконально изучаться
и обсуждаться на всех предприятиях для того, чтобы общее усилие привело
к высоким показателям кубинского производства.
Всё это должно делаться без ущерба для качества продукции. Напротив,
качество должно быть составной частью оценки приложенных усилий. Если
сегодня некоторые продукты изменили вид или вкус, в будущем мы найдём
соответствующий рецепт и необходимое для этого сырье. Мы всегда должны
двигаться вперёд, учитывая важность качества продукции для повышения благосостояния
населения, и не жертвовать качеством в угоду роста количества продукции.
Для всего этого нужно выполнить одну из наиболее важных и плодотворных
задач, которая должна решаться в тесном сотрудничестве директорами предприятий,
членами Технического совета, профсоюзами, революционными организациями,
а также ХУСЕИ: эта задача – формирование кадров. Формирование кадров –
это основа, которая обеспечит нам будущий успех предприятий, объединений
и страны в целом. Тот, кто сегодня сумеет пожертвовать кое-какой продукцией,
несколькими рабочими часами, с лихвой выиграет – за счёт повышения производительности
труда в будущем – то, что теряет сегодня. И о таком рабочем (или служащем)
можно сказать, что он прекрасно понял процесс социалистического производства
на предприятии или в государственном учреждении. Подготовка кадров является
одной из важнейших задач, которые стоят перед нами в настоящий момент
– в то время, когда мы готовимся создать необходимые условия для того,
чтобы в ближайшие годы на производство пришло много новых способных техников.
Для этого мы совместно с социалистическими странами разработали подробный
план, который уже начал выполняться.
Хотя человеческая личность, представляя собой целостность, не может быть
разделена на четко очерченные «клеточки», содержащие то или иное достоинство,
оцениваемые – в отдельности, - а затем суммированные простым арифметическим
сложением, можно попытаться представить облик образцового директора предприятия
или фабрики объединения или предприятия. Это человек, который умеет сочетать
в своей деятельности заинтересованность в развитии рабочего класса и страны
в целом – и заботу о конкретном успехе своего предприятия; который координирует
свои действия со всеми революционными организациями – и обладает решимостью
и авторитетом, необходимыми для решения возникающих проблем под свою ответственность;
который умеет взглянуть на проблему с высоты, позволяющей охватить процесс
производства в целом – и в то же время поддерживать непосредственный личный
контакт с массами. Его руководство базируется на объективном факторе –
знаниях и в то же время на личном примере, которым он увлекает за собой
других; он знает теорию планирования, её проблемы – и технологию производства
на своём предприятии; обладая интеллектуальным уровнем выше среднего и
продолжая непрерывно учиться, - он в то же время ощущает себя частью рабочего
коллектива и постоянно обращается к его опыту. Это человек, способный
полностью забыть о личном интересе, ставящий выполнение законов и революционного
долга выше личной дружбы, умеющий оценивать людей, основываясь на фактах
– взятых в их совокупности, а не исходя из видимости – и слов. Он соединяет
строжайшую дисциплину управленца с революционной отвагой и инициативой;
содействует техническому и политическому развитию рабочего класса, предоставляя
трудящимся широкие возможности для учебы. Это руководитель, который окончательно
проникся той идеей, что великие научные истины революционного движения
должны дополняться постоянной и целенаправленной работой – всегда учитывающей
реальность и использующей оружие теории для изменения этой реальности
(… «Y trabajando sobre ella con el arma de teoria…»).
Теория и практика, решимость и дискуссия, управление и организация, анализ
и синтез – таковы диалектические противопоставления, которыми должен владеть
революционный администратор.
Статья опубликована в газете «Трабахо» («Труд»), вторая половина
июля 1961 г.
|