|
|
Газета "Круг друзей" №10 |
Искусство – детям
Президент республики Куба Фидель Кастро Рус выступил с большой речью
на торжественном акте, в связи с первым выпуском из школ инструкторов
искусств, состоявшемся на площади имени Эрнесто Че Гевары в городе Санта
Клара. Выступление публикуется в сокращенном виде.
17 мая
2000 года на заседании рабочей группы Битвы идей мы приняли проект формирования
инструкторов искусств. Первой задачей было быстро найти по всей школе
15 школьных зданий с пустующими помещениями и создать в них материальную
базу, необходимую для того, чтоб в сентябре того же года начать занятия
с не менее чем с 4000 учениками первого набора и в течении десяти лет
выпустить примерно 30.000 инструкторов искусств….
Учеников предстояло отобрать среди только что окончивших девятый класс.
Всего за три месяца были подготовлены все 15 школ и одновременно в тесной
координации друг с другом Союза молодых коммунистов, Пионерской организации
имени Хосе Марти и Министерства образования и культуры провели отбор первых
4000 учащихся. Были разработаны учебные планы и программы, организован
состав преподавателей, сконструированы и пошиты формы, доставлена необходимая
на первых порах литература, и начали закупать орудия труда и рабочие материалы.
4 сентября 2000 года начались занятия во всех 15 школах искусств. На этот
первый курс выразили желание 12.000 учащихся. В последующие годы в среднем
подавали заявления в среднем по 17.000 человек на каждый новый курс. Отбор
мог быть широким и качественным. Иные не верили, что этот план возможен.
Они задавались вопросом, откуда возьмутся преподаватели и учебный материал….
В качестве интересного факта добавлю, что за 4 года общие расходы в валюте
на функционирование этой исключительно образовательной и культурной программы
при нынешних ценах на нефть на мировом рынке равны примерно трехдневным
затратам на топливо, потребляемое на Кубе.
В первый год поступило 4086 учащихся. Число преподавателей составляло
1111 человек. Сейчас обучается уже 16.168 человек: 4535 – музыке, 4202
– изобразительным искусствам, 3692 – театру и 3739 – танцу. Количество
преподавателей составляет 2852 человека. В дело обучения в школах инструкторов
искусств включились многие преподаватели, деятели искусств и представители
интеллигенции. В ходе этих пяти лет работы, включая текущий год, в школы
инструкторов искусств поступило в целом 20.235 учащихся. Сегодня выпускаются
3237 учащихся из 4086, поступивших в первом учебном году… Они получают
диплом об окончании полной средней гуманитарной школы и диплом инструктора
искусств по специальностям музыка, изобразительные искусства, театр или
танец.
На протяжении этих лет работы учебный план совершенствовался. Программа
включает в себя часы раздумий и обсуждений, аудиовизуальную программу,
практику и независимую деятельность на четвертом году обучения, запланированную
на часы самостоятельной работы. Чтоб выполнить эти задачи, школы располагают
видеозалами, библиотеками, компьютерными лабораториями, музыкальные кабинами
и небольшими сценами для танцевальных и театральных представлений, а также
мастерскими для изобразительных искусств.
Из выпускников
• 61,04% - белые, 13,3% - негры и 25,6% метисы, что вполне соответствует
этническому составу нашего населения;
• 62,09% - женщины и 37,9% - мужчины.
93% тех, кто выпускается сегодня, четыре года назад не получили ни одного
урока ни по одной из специальностей которыми они владеют сегодня. И хотя
им предстоит еще многому научиться в своей профессии, в искусстве, трудовой
жизни и в своей отдаче Революции, очень верно и то, что они уже не те,
какими пришли, чтоб открыть этот путь. Они стали более зрелыми физически,
политически и социально. С 6 сентября этого года они начали работать в
начальных, в средних и специальных школах всех муниципий страны.
Действия, осуществляемые инструкторами, работающими в учебных заведениях,
направлены на достижение пяти главных целей:
1) Создание творческих и познавательных мастерских для всех учеников учебного
заведения;
2) Работа с любительскими труппами и художественными коллективами;
3) Технико-методическая подготовка преподавательского персонала;
4) Работа по пропаганде художественной культуры в школе;
5) Улучшение школьной окружающей среды.
С приходом инструкторов искусств школа приобретает значимость как самое
важное культурное учреждение данного района. Их присутствие обогащает
систему работы с детьми, подростками и молодыми людьми, которая складывалась
за эти годы. Крайне существенными будут связи между учителем или преподавателем
по общим предметам, преподавателем компьютерного дела, социальным работником
и инструктором искусств.
Выпускники школ инструкторов искусств смогут изучать любую гуманитарную
специальность, даваемую в учебных заведениях Министерства высшего образования,
и специальности, преподаваемые в педагогических институтах согласно плану
универсализации высшего образования. Принимая во внимание особенности
работы инструктора искусств, необходимость того, чтоб они постоянно повышали
свою профессиональную квалификацию как инструкторы, и заинтерсованность
большей их части продолжать учебу по специальности, смежной со своей,
было решено координированными усилиями Министерств образования, культуры
и высшего образования открыть педагогический факультет по специальности
«инструктор искусств». На этот факультет записались 1476 инструкторов,
выпускаемых сегодня, то есть 45,5%.
Представители Союза молодых коммунистов, Министерства культуры и Министерства
образования совершают объезд всей страны, и в беседах с партийными комитетами,
правительством и учреждениями каждой территории им удалось убедиться,
с каким энтузиазмом пришли в школы новые инструкторы и как они хотят быть
полезными. Они пришли, наполненные мечтами, и были с особой любовью и
энтузиазмом встречены детьми. Молодежные видеоклубы и телезалы, находящиеся
в отдаленных уголках страны, также будут местом работы инструктора. В
ходе объезда страны можно было услышать первые впечатления. Многие из
них повторяются из территории в территорию.
«Дети хотят быть со мной все время. Когда я прохожу по улице, я горжусь
тем, что дети здороваются со мной и говорят родителям: «Смотри, это моя
учительница музыки». Инструктор из муниципии Сан-Луис в провинции Сантьяго-де-Куба.
«У меня есть двое детей с серьезными проблемами здоровья, у одного из
них кистозный фиброз; Эти двое мои первые ученики, мы готовим им особую
программу.… Это очень растрогало меня… я чувствую себя очень полезной.»
Инструктор из Лас-Тунас.
«Я работаю в сельской школе. Я чувствую себя очень хорошо… у меня уже
есть приемный сын… это ученик с проблемами, ему трудно учиться, я начал
работать с ним через театр… Я узнал, что его отец давно с ним не живет
и что уже давно не заботится о нем, как надо. Я отправился искать отца,
который живет в другой муниципии… представился, объяснил, что происходит…
сегодня мой приемный сын уже начинает учиться лучше… благодаря таким вещам
мы обнаруживаем, что у нас есть сердце». Инструктор из Камагуэя.
За эти четыре учебных года у нас не только имеется 15 новых школ инструкторов
искусств. Построена новая Национальная балетная школа на 300 учащихся,
получающих профессиональное образование. Кроме того, там действуют балетные
кружки, в которых занимается более 4000 детей. Построены семь новых школ
изобразительных искусств, так что теперь такие школы есть во всех 17 самых
крупных городах страны. Проведен капитальный ремонт школы в Тринидаде
и большой ремонт Академии «Сан-Алехандро». Реконструирована Школа балета,
театра и изобразительных искусств в Камагуэе. Построена новая школа в
Баямо на 500 учащихся. Возникла Школа подготовки музыкантов для духовых
оркестров. В настоящий момент идут ремонтные работы в 21 школе, в которых
обучают различным жанрам художественной деятельности. Осуществляется капитальный
ремонт жемчужины кубинской художественной культуры – Высшего института
искусств.
Если в 1992-1993 учебном году у нас в школах искусств занимались 5978
учащихся, мы можем сказать, что в разгар особого периода эта цифра почти
удвоилась, сейчас в них учится 10.722 человека. Если к этому добавить
16.168 учащихся школ инструкторов искусств, то у нас имеется 26.890 молодых
людей, обогащающих художественные и педагогические силы страны в ходе
большой битвы за общую культуру для всех и повышения качества жизни нашего
народа.
Мы работали недаром. Успех увенчал наши усилия. Приглашаю
любую страну мира похвалиться подобным урожаем. Когда сейчас в неясном
будущем человечества будут говорить о революциях и по настоящему глубоких
и неизгладимых социальных изменениях, никто не сможет забыть дела, собравшего
нас здесь.
Да здравствует Родина!
Да здравствует Революция!
Да здравствует социализм!
|