|
|
Газета "Круг друзей" |
Д. Яхиева
Материк человеческих страданий
Все начиналось так стандартно, что я до сих пор не верю себе. Я стою
на перекрестке двух дорог - одна проселочная, пыльная, узкая, отходит
от приличного асфальтированного шоссе. Так жарко, что воздух пропитан
запахом плавящегося асфальта. Шагах в десяти от меня - высокий темно-зеленый
кактус. Чуть дальше - еще. Воздух дрожит, и мне не хочется лишний раз
напрягать глаза. Впереди - далеко, очень далеко - горы. А слева и справа
от дороги что-то вроде серой пустыни. Тишина такая, что я трясу головой,
а после хватаю горячий камень и, размахнувшись, бросаю как можно дальше.
У меня две цели: услышать хоть какой-нибудь звук, чтобы убедится, что
я еще слышу, и проверить, пробьет ли камень окружающий меня пейзаж, ибо
он неподвижен настолько, что я подозреваю в нем театральную декорацию.
Камень шлепается в пыль, и она облаком поднимается в воздух, а потом медленно
оседает. Она напоминает мне джинна из бутылки, который сползает в обморок,
и я смеюсь про себя над неуместным сравнением. Потом я сажусь на дорогу
и судорожно вспоминаю, кто я и куда мне идти. От тишины и солнечного марева
мне нехорошо настолько, что, кажется, я слышу, как крутятся невидимые
шестерни в моем мозгу, но ничего на ум не приходит. Такое чувство, что
на бесконечном потоке мыслей кто-то поставил плотину, и они бьются, бьются
в преграду, но не доходят до сознания. Приходится смириться с фактом,
что отныне я - Никто. Внезапно резкий механический звук нарушает мое "блаженное
сиротство". Я вскакиваю и оглядываюсь по сторонам, пока, наконец,
не понимаю, что звук издает сотовый телефон, исходящий писком (голодный
крысеныш) в кармане моих брюк. Нарушается общая сюрреалистичность моего
пребывания здесь, меня примирили с этой новой реальностью. Я беру трубку
и слышу голос сквозь бесконечное шипение и хриплоголосые помехи, напоминающие
рвотные позывы:
- Это правильно. Не думай о том, кто ты, здесь это совершенно неважно.
Выбери дорогу.
- А куда они ведут? - спрашиваю я.
- Туда, где мало кто бывал. В персональный ад, если тебе поможет это
объяснение, - холодно отвечает голос.
Я смотрю направо, налево, и выбираю узкую дорогу. Обычно такие ведут
напрямик. Я ступаю на нее и начинаю свой путь. Дорога извивается змеей,
вся она в рытвинах и ухабах, и я начинаю сомневаться в правильности выбранного.
В телефоне я слышу только помехи, неизвестный собеседник хранит молчание.
Воздух становится все гуще и гуще, и мне уже сложно идти сквозь него.
Вокруг меня сгущается марево, меняется реальность, и шагов через сорок
я оказываюсь совершенно в другом месте.
Это тропический лес. Полдень. Душно. Одуряюще пахнет какой-то цветущей
пакостью, все вокруг наполнено шумом, которое я нахожу невообразимо громким
после пустынного безмолвия. Кричат птицы и в их гомон вплетаются голоса
людей. Горит костер, над ним клубится белый дым, похожий на облака. Вокруг
костра сидят шестеро. Я подхожу ближе и кричу им, но они не видят и не
слышат меня.
- Слова бесполезны, для них ты не существуешь. Это серингеро, дети слез,
- говорит мне трубка.
- Почему слез? - спрашиваю я.
- Смотри, - мой собеседник предельно лаконичен.
Люди у костра сидят сгорбившись. В руках они держат деревянные лопаточки,
обмазанные каким-то составом. Они очень худые. Таких худых людей мне не
приходилось видеть. С трудом догадываюсь, что двое из них - дети. Лица
и тела их покрыты язвочками, они хмурятся и морщины их едва ли не глубже,
чем у сидящих рядом взрослых. Все шестеро по очереди обмакивают лопаточки
в сосуд и снова коптят их над дымом. Один их них пропускает свою очередность,
но его немедленно толкает другой.
- Кау чу! - громко говорит он.
Смутившись, пропустивший окунает в сосуд свою лопаточку, но тот от слишком
резкого движения переворачивается.
Густой белый сок течет по траве, попадает в костер. Пахнет жженой резиной.
Все в ужасе замирают на секунду, а после быстро-быстро пытаются собрать
сок с земли, но у них мало что получается. Наконец они прекращают почти
бесплодные попытки, и с укоризной смотрят на виновного. Наконец самый
старший из шестерки, беззубый, но темноволосый человек говорит:
- Кау чу - это не слезы дерева, это слезы тупи-гуарани. Иди к гевее и
собери сок снова.
Опрокинувший берет протянутый ему сосуд и уходит, стараясь не смотреть
на своих. А те садятся около костра и ждут, не двигаясь и не произнося
ни слова. Я сморю на них. Удивительный люди! У них глаза обреченных. А
где-то слева кричит, надрываясь, человек. Сидящие у костра не реагируют,
а я иду на голос и выхожу на поляну. Здесь стоят люди, чей внешний вид
не внушает мне удивления - они упитаны, одеты по моде начала двадцатого
века, курят. Лица злые и потные - им непривычен подобный климат. Тут же
- весы и толпа подобных моим лесным знакомым. Все пристально смотрят на
распластавшегося на земле человека. Его бьют ногами два бугая, а тот и
не думает уворачиваться. Один из экзекуторов, изловчившись, пинает лежащего
в пах, и тот сворачивается от боли.
- Семнадцать килограмм вместо двадцати пяти! - возмущенно говорит Хорошо
Одетый Господин, поглядывая на своего соседа.
- Возмутительно! - подтверждает тот, - Эта индейская сволочь только и
знает, как отлынивать от работы...
Наконец измочаленного штрафника оставляют в покое, а у того даже нет
сил на то, чтобы откатиться. Ногами его откатывают подальше, к деревьям.
Продолжается взвешивание собранного каучука. Избитый не приходит в себя,
он обмочился.
- Что же вы сделали, мать вашу так и эдак? - вопрошает собеседник Хорошо
Одетого Господина, - Вы ж ему почки повредили, он же кровью мочится!
Бугаи виновато улыбаются и пожимают плечами.
- На вас индейцев не напасешься..., - горестно вздыхает Господин, - Что
мне, его еще и лечить?
А голос в трубке говорит мне:
- А тех, кто не выдерживают работы и бегут, если находят, загоняют в
хижину, обливают ее керосином и поджигают. Выбегающих расстреливают.
Я понимаю, что все, что говорит мой собеседник, абсолютная правда. На
секунду я вижу глаза, выпученные из орбит и кожу, пузырящуюся в пламени.
Огромные жертвенные глаза...
- Такова Латинская Америка карнавала, - говорит трубка и смеется.
Вокруг меня начинают сгущаться краски, деревья обступают меня плотным
кольцом, сжимаются, будто гигантский рот, который выплевывает меня на
узкую городскую улочку. Я трясу головой и пытаюсь прийти в себя от увиденного.
Мысли не могут надолго удержаться в моей голове, в которой где-то на уровне
ватерлинии рта, на шее, образовалась пробоина. Я чувствую, как туда ускользает
мое прошлое, давнее или минутное, и ничего не могу с собой поделать. Мое
внимание властно подчинил себе южный город, он капризно надувает губки
балконов с зубами балюстрад, хлопает на меня глазками настежь отрытых
окон (легкий ветерок колышет белый тюль), моя улочка недалеко от моря
- воздух пахнет йодом, водорослями, рыбой и чем-то таинственным, древним
и могущественным, как пахнет одно лишь море. Я иду по левую сторону, но
стоит мне стоит протянуть руку, и я дотронусь до противоположного дома,
серого и с лепниной. Но мой роман с улочкой был прерван довольно грубо.
Невозможно наслаждаться красотой, когда мимо тебя, шурша рваными юбками,
идет боль. Женщина, явно индейского происхождения, была бледна, ее лицо
и шея покрыты мелкой розовой сыпью, кости торчали. Она шла, еле передвигая
иссохшимися ногами, семенящей походкой. Усталым движением руки она откинула
волосы с лица, и я отшатнулась: у нее была последняя стадия сифилиса,
провалившийся нос. Бессмысленное выражение лица, по углу рта стекает слюна.
Уже поражен мозг. Как она прошла столько - загадка.
Мы пошли параллельно. С другой стороны улочки показались молодые люди
- юноша и девушка. Он - метис, она - европейка. Они держаться за руки
и смеются. Я удивлена - он в джинсах, она - в коротком платье. Не столь
далекое прошлое, года пятидесятые. Его взгляд останавливается на женщине.
- Фу... Что с ней? - оторопело спрашивает девица.
- Сифилис. Я, кажется, писал тебе, что у меня на родине можно восхищаться
всем, кроме индейцев, - парень кривится.
- Ты мне хвастался, что они как-то удивительно себя ведут... А пока,
как я посмотрю, точно как нищие Манхэттена! - взгляд на женщину. Так ученые
смотрят в микроскоп на блоху - только научный интерес.
- Вообще-то они дорогу уступают... Но что ты от нее хочешь? Она уже не
соображает. Да и соображала ли когда-то? Они только пить и умеют! - он
досадовал на то, что спутницу не получится познакомить с одной из достопримечательностей
города - униженным народом, бывшим когда-то великим.
- Может, ее надо в больницу доставить? - без особого энтузиазма спросила
белая.
- Ты что! Он же индейская женщина! Кто ее в больницу пустит? - метис рассмеялся
над глупостью своей подруги.
- Н-да? Ну и ладно. Пошли?
- Пошли!
Пройдя еще шагов семь, женщина упала на камни тротуара. Кровь стекала
изо рта, смешиваясь со слюной.
- Такова Латинская Америка любви и страсти, - сказала мне трубка.
Ветер, налетевший после этих слов, завертел и закружил меня. Мне удалось
сфокусироваться минутой позже, но, как вы поняли, уже совершенно ином
месте.
Те самые серые горы, неприступно возвышавшиеся вдали в начале моего путешествия.
Абсолютно лысые, утыканные вышками. Камешки скрипели под моими ногами
и скатывались вниз. У каменных одноэтажных домов без окон, врытых прямо
в тело горы, лежали люди. Было слышно тяжелое сопение, и время от времени
- крики типа "Нашел!" и "Передай мешок". На людях
были длинные, до щиколоток, запыленные пончо и широкополые шляпы.
- Они собирают олово, - объяснила мне трубка.
- Олово?
- Здесь, в этом месте, его сортируют и грузят в мешки, и именно сюда
за ними приезжает грузовик. Но при разборе некоторые куски могут выпасть.
Эти люди должны найти их. Кто нашел - получит еду.
- А кто не нашел?
- Пухнет с голоду.
Скала, напоминающая мне губастую физиономию, печально кивнула и сначала
медленно, а потом все быстрее и быстрее начала съезжать вниз по склону.
- Здесь это часто бывает... Не так поставлено крепление. Такова Латинская
Америка беззаботности, - заявила трубка и на этот раз без всяких спецэффектов
выбросила меня на порог деревенского дома. Пахнет так, что я дышу сквозь
рукав.
- Где я? - спрашиваю я у трубки.
- Мексика. Наши дни, - отвечает мне сквозь усилившиеся помехи.
Я захожу в дом и осматриваюсь. Обстановка нищенская - глиняная посуда,
протертые штаны на спинке грубо сколоченного стула, стол с маленьким приемником
- роскошь. А на матрасе у стены лежит то, что источает отвратительный
запах - гниющий человек. Он лежит уже давно - пухнет. В ужасе я выбегаю
на улицу и иду по деревне. Здесь была бойня, убиты все. По улицам ходят
ожиревшие собаки с дикими глазами, и я благодарю всех известных мне богов,
что они не видят меня. Чем ближе я к центру деревни, те чаще трупы начинаю
встречаться прямо на улице, лежащими на спине или животе, от к некоторым
тянется кровавая дорожка - люди ползли, пока их не добивали. Меня бьет
крупная дрожь.
- Здесь в основном женщины и дети, - говорю я в трубку, чтобы нарушить
молчание, чтобы напомнить себе, что в мире еще есть живые люди.
- Это Актеаль. Так ублюдки, науськанные мексиканским правительством,
расправились с теми, кто был на стороне сапатистов, - гремит труба, -
Сейчас сюда приедет полиция - убирать трупы... Такова Латинская Америка,
страна свободы слова.
Я сажусь на землю у стены белого домика. Ноги отказываются нести меня.
Я закрываю глаза и открываю их дома, там, где меня настигло путешествие
- разглядывающей карту Латинской Америки, карту человеческих страданий.
|