Флаг Кубы
Новосибирское отделение Общества друзей Кубы

 

Главная
Газета "Круг друзей"
Наша библиотека
О Кубе
Песни
Гостевая книга
Ссылки

 

 

Наша библиотека

МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
НАЗАД ДАЛЕЕ

2. ПРОГРАММНЫЙ КРИЗИС.

1. Отсутствие альтернативной программы.

487. Латиноамериканские левые переживают глубокий программный кризис, связанный с вышеописанным теоретическим. После краха “популизма развития” в Латинской Америке, падения социализма и временного успеха неолиберализма левые не выработали альтернативной программы, которая, исходя из новой мировой ситуации, позволила бы объединить в одно целое усилия всех социальных секторов, страдающих от господствующего режима.

488. Когда Партия труда Бразилии (БПТ) подводила итоги выборов-94, после второго поражения своего кандидата Лулы, критики справа и слева сходились в том, что главным провалом было отсутствие представленной четко альтернативной программы.

489. Но альтернативы не вырабатываются за пару дней на съездах или за рабочим столом, поскольку каждая альтернатива должна включать в себя научные исследования, каждый раз все более глубокие, что требует специальных знаний. Сегодня у латиноамериканских левых крайне мало интеллектуалов, способных на такие исследования.

2. Трудности альтернативного самопрофилирования левых сил.

490. Кроме отсутствия четкой и реальной альтернативы, два других элемента затрудняют альтернативное самопрофилирование левых. С одной стороны, это то, что они склонны применять политическую практику, мало отличающуюся от таковой традиционных партий, правых или центристских, а с другой - правые отлично освоили язык левых, что заметно в их программных формулировках.

491. Такие слова, как реформы, структурные изменения, озабоченность бедностью, составляют сегодня часть антинародных программ. Как сказал Франц Хинкельаммерт, ключевые слова оппозиционных народных движений 50-60-х годов превратились в ключевые слова тех, кто огнем и кровью их разрушает... Получается ночь, в которой все кошки серы. Все против привилегий, все хотят реформ и структурных изменений. И все - за интересы бедных.

3. Опасность быть лишь добрыми администраторами кризиса.

492. Несмотря на этот программный дефицит, в ряде стран Латинской Америки левые смогли завоевать локальные органы власти и показали способность прийти к власти в национальном масштабе, среди прочего - благодаря растущему недовольству народа результатами неолиберальных мероприятий, которые затрагивают все более широкие слои населения. Но при этом есть опасность, что левые ограничатся администрированием кризиса и станут проводить ту же политику, что и правые (в рамках этого администрирования). Это было бы крайне негативно, т.к. не только не разрешает проблемы страдания масс от неолиберализма, но и - что самое опасное - может разочаровать людей в левых на долгие годы.

4. Возможно ли предъявить альтернативу?

493. Признав наличие программного кризиса, нельзя оставаться в бездействии. Могут ли левые выставить альтернативу, несмотря на крайне негативное соотношение сил на мировом уровне? Ведь господствующая идеология утверждает, что альтернативы нет, и господствующие классы не ограничиваются словами, уничтожая всеми средствами альтернативы, угрожающие им, как это произошло в Чили с Народным единством, с Сандинистской революцией в Никарагуа, и как они 38 лет тужатся в отношении Кубы.

494. К сожалению, многие левые попали в ловушку утверждения, что политика есть искусство возможного, заявляя о невозможности немедленно изменить положение вещей при существующем неблагоприятном соотношении сил и полагая, что им остается только быть реалистами, признать эту невозможность и оппортунистически приспособиться к существующей ситуации. Политика, понимаемая так, полностью исключает возможность предъявить альтернативу существующему капитализму.

1) ПОЛИТИКА НЕ КАК ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО, А КАК ИСКУССТВО СДЕЛАТЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ.

495. Если бы вышеизложенным образом думали рабочие начала века, они никогда не отважились бы на борьбу с хозяевами, т.к. у тех была огромная власть, в первую очередь - власть выкинуть рабочих на улицу без средств существования. Борьба в таких условиях была самоубийством. Что тогда делать? Покориться эксплуатации, потому что сейчас невозможно выиграть битву - или бороться, чтобы изменить эту ситуацию, используя потенциал, присущий эксплуатируемым: наличие больших концентраций рабочих, их способность к организации, осознание их себя угнетенным классом? Организация и единство рабочих, куда более многочисленных, чем их классовые враги, были их силой, но силой, которую надо было построить, и на этом пути становилось возможным то, что казалось невозможным.

496. Политика есть не искусство возможного, а искусство открыть потенциалы, существующие в конкретной ситуации, для того, чтобы сделать возможным то, что в данный момент кажется невозможным. Поэтому политика не может быть “реальполитик” (против которой выступал Маркс, говоря, что она консервирует ситуацию), потому что это значило бы принять решение не работать над реальностью, а адаптироваться к ней, не заниматься политикой самим, а оставлять это другим.

497. Этой “реальполитик” надо противопоставить политику, которая, не отрицая реальность, создавала бы условия для изменения этой реальности, делая то, что невозможно сегодня, возможным завтра.

498. Например, исходя из того, что сегодня в Латинской Америке резко снизилась возможность для рабочих добиваться своего путем переговоров, как из-за угрозы увольнений - лишь привилегированные могут рассчитывать на стабильную оплачиваемую работу - так и из-за раздробленности, являющейся результатом новой неолиберальной модели развития, многие говорят о невозможности борьбы в таких условиях. Очевидно, что классическая тактика профсоюзной борьбы: забастовка - которая базируется на единстве рабочего класса и его способности останавливать предприятия - вряд ли может дать сегодня положительные плоды и оппортунисты пользуются этим для парализации рабочего движения, обрекая его на смирение со сверхэксплуатацией. Искусство политики, напротив, состоит в том, чтобы определить, какими путями можно преодолеть сегодняшние реальные слабости индустриального рабочего класса, чтобы изменить соотношение сил. Тут возникает новая тактика: речь уже не идет о классовой солидарности конца ХIХ века, когда фундаментальной была солидарность пролетариата, эксплуатируемого капиталом, сегодня фундаментальное - единство эксплуатируемых капиталом с остальными социальными секторами, страдающими от неолиберальной системы. Только так можно набрать потенциал для переговоров, которого рабочий класс уже не имеет сам по себе, и который еще меньше имеет остальное население.

499. Этот выход уже опробован на практике. Аргентинские профсоюзники добились успеха в своей борьбе именно тогда, когда смогли вовлечь в свое движение широкие слои общества, как это сделали профсоюзы Рио Турбио в провинции Санта Крус.

500. Единственный резерв и гарантия, при которой профсоюзы сегодня могут вступать в борьбу, - говорит Альфонсо Коньоэркар из тамошнего профсоюза шахтеров, - опереться на остальные слои народа. Ни один профсоюз сегодня не выиграет переговоры в одиночку, потому что неолиберализм атакует со всех сторон.

501. Со своей стороны, аргентинский профсоюзник Нестор Пикконе, член Конгресса аргентинских рабочих, считает, что представлять сегодня рабочих означает признать атомизацию и необходимость структурирования. Нужны профсоюзы, отвечающие новой структуре класса. Каждый этап истории со времен появления частной собственности на средства производства давал различные формы организации и представления интересов. Организации возникают из потребностей общественных групп и Новый синдикализм должен быть выражением этого.

502. Есть также опыт Движения безземельных в Бразилии. Пока оно работало только среди крестьян, Движение было изолировано и слабо; но когда стала ясна необходимость изменить формы работы и что необходимо добиться поддержки горожан, разъяснив им, что борьба за землю не есть лишь борьба за интересы немногих крестьян, но есть также решение многих критических проблем городов, поддержка Движения стала все шире и шире, и сегодня он является одним из узловых пунктов всех социальных битв Бразилии. Сегодня его акции позволяют организовать всех обездоленных страны.

503. Альтернативную программу, т.о., надо вырабатывать с учетом изложенных выше факторов.

504. Следует сказать, что не существуют альтернативы в абстракции. Можно создавать предложения и программы, но чтобы иметь политическую эффективность, они должны быть восприняты большими группами людей. Следовательно фундаментальным является, что предложения эти должны исходить из чаяний и надежд людей, страдающих от господствующего режима.

2) РОЛЬ УТОПИИ

505. Но встает вопрос: нет ли невозможностей, которые никакими людскими усилиями нельзя превратить в возможное? По-видимому, есть и Хинкельаммерт называет их невозможностями трансцендентальными (априорными), или же утопическими целями. Речь идет о целях, которые не могут реализоваться даже при условии единодушной договоренности всего человечества; желанные цели, содержащие человеческие ценности в чистейшем, рафинированном виде, но которые по степени своего совершенства лежат вне пределов человеческих возможностей, хотя и служат для того, чтобы освещать людям путь. Подумаем, например, о царстве равенства Маркса. Искусство политики еще и в том, чтобы среди невозможностей уметь выделять невозможности трансцендентальные, поскольку никакая эмпирическая теория их дедуцировать не может.

5. Проект не закончен, но альтернативные практики есть.

506. В программных вопросах левые не с пустыми руками, есть альтернативные формулировки и практики, но они еще не сложились в законченный проект, однако уже можно обрисовать те вещи, без которых не обойтись.

6. Сопротивление есть предложение народа.

507. Как Парижская Коммуна позволила сделать некоторые систематические выводы, так же происходит и с опытом в местных органах власти, - говорит Рауль Понт, член руководства БПТ и нынешний алькальд Порто Алегри.

508. Необходима теоретическая систематизирующая работа по изучению этого разнообразного опыта.

509. С другой стороны, я солидарна с Хелио Галлардо в критике тех, кто говорит, что не может быть протеста без предложения, поскольку протест уже есть предложение народа.

510. Подлинное сопротивление неолиберализму - отвергать эту модель общества и идти другим путем.

511. Как сказал Карлос Вилас, начальный момент любой альтернативы есть отрицание существующего и желание его изменить. Эти отрицание и желание многогранно проявляются в ежедневной жизни. Люди начинают осознавать лицо элементов системы угнетения, эксплуатации, несправедливости, против которых надо действовать сообща. Чтобы эта конфронтация была эффективной, надо исходить из всех этих ситуаций угнетения и эксплуатации, порожденных неолиберализмом. Каждый день тому все больше примеров во всем мире.

512. Сопротивление смогло на деле остановить внедрение этой модели в некоторых странах.

513. Пример - плебисцит, организованный Широким Фронтом Уругвая в 1992, чтобы отменить одобренный в 1991 году закон, позволяющий приватизацию наиболее крупных общественных предприятии страны. После более чем годовой публичной дискуссии о последствиях такой экономической модели и благодаря способности Фронта сосредоточиться на наиболее стратегически важных предприятиях, удалось добиться соотношения сил, достаточного для оспаривания решения правительства - так что даже президент Сангинетти к этому примкнул, поскольку иначе ему угрожала потеря популярности. Этот плебисцит - один из великих триумфов ШФ и народного движения страны.

НАЗАД ДАЛЕЕ
МАРТА ХАРНЕКЕР “ДЕЛАЯ ВОЗМОЖНЫМ НЕВОЗМОЖНОЕ. ЛЕВЫЕ СИЛЫ НА ПОРОГЕ ХХI ВЕКА”
 

Пишите нам: spm111@yandex.ru

Hosted by uCoz